Шёл 2020-й год. Туманный, грустный и местами очень мерзостный. Отовсюду на людей шёл мрак, густой и величавый. Политика, медицина, экономика — почти всё в этом мире перестало работать по заведомым правилам. Даже киноиндустрия встала на дыбы, ибо так завещал этот самый год. Тоска в реальности, тоска на экранах — совпадение ли?
Картина Сарика Андреасяна вышла не в самый подходящий момент. Можно даже сказать, что вообще не в подходящий. Сместить дату премьеры куда-нибудь на 2021-й год видимо не позволяли финансовые цели продюсеров и директоров — уж слишком хорошо было прокатываться именно в обозначенные сроки, так как конкуренции особо не было. Люди видели комедию на афише, видели знакомое лицо Нагиева и со спокойной душой вытаскивали честно-заработанные из кошелька. Так это сработало тогда и фильм остался пустышкой. Но был ли у фильма шанс стать культовым? Предлагаю разобраться...
Официальный синопсис
Виктор Сергеевич едет в Америку в гости к дочери и с ужасом обнаруживает, что его внук Пол хоть и говорит по-русски, но не понимает простых вещей, знакомых и понятных каждому мальчишке в России. Неунывающий Армен пытается закрепиться в США, постепенно постигая все прелести фиктивного брака. Для давно обосновавшейся в Штатах Юли неожиданной проблемой становится невозможность найти правильно приготовленную гефилте фиш. Не так давно переехавший в Америку Игорь всячески старается откреститься от своего русского прошлого, называя себя Джейсоном. Казалось бы, совершенно разные люди с совершенно непохожими проблемами, но способный решить любую проблему авантюрист Григорий доказывает, что это не так. Все герои страдают от одного недуга – пытаются забыть о своих корнях, упуская нехитрую истину: можно уехать из России, но нельзя перестать быть русским.
Трейлер
Минусы
На первый взгляд, картина может показаться отличной — "околокомедия" с изрядным количеством драматичных ситуаций. И всё вроде бы хорошо, но если присмотреться вглубь, то становятся очевидны некоторые нелепые казусы. После середины просмотра так вообще начинаешь ловить себя на мысли, что наблюдаешь за каким-то моралите.
К примеру, перескажу сюжет одной из новелл. Есть некая семейка, которая переехала в США, ибо там деньги, там цивилизация... А ещё конфликт с бабулей всё решил. Да-да, бабуля по итогу осталась жить на Чёрном море, а эти, попиваючи, пошли трудиться во славу капитализма. И трудились долго, лет 10 наверно, пока внучка не решила обзавестись ребёночком. И тут начались все эти токсикозы и прочие радости беременности — ей вдруг захотелось рыбу, которую готовила именно её бабушка. В итоге, весь фильм они (внучка и её муж) будут ходить по американским ресторанам, чтобы насладиться именно тем вкусом детства. Я думаю, не надо обладать семью пядями во лбу, чтобы понять, чем же всё это закончится. Это настолько гениально, что я прямо-таки теряюсь в эпитетах...
Если серьёзно, то сценарий некоторых новелл оставляет желать лучшего. Хотя почему некоторых? Мне лишь одна из историй показалась стоящей и интересной (та, где присутствует Юрий Стоянов). Все остальные, по моему скромному мнению, не являются толковыми. Даже несмотря на то, что часть из них — это мотивы реальных событий. Увы, сняты и показаны эти истории так, что они все кажутся выдумкой. Просто сказка, красивая и сладкая...
Что ещё? Ах да, главные герои... Главные герои в картине обладают одной уникальной способностью — они не цепляют. В них хочется запустить что-нибудь тяжёлое, когда дело доходит до конфликтов. Они разговаривают так, будто они не являются семьёй. В них не веришь, даже когда дело доходит до каких-то драматичных моментов. Уж не знаю, виноваты ли тут актёры или режиссёр сплоховал, но фальшь на лицо. Только Дмитрию Нагиеву и Юрию Стоянову удалось как-то поразить меня... Все остальные, к сожалению, смотрелись не так ярко.
Музыка. К ней у меня достаточно претензий, но изложу я лишь одну. Кто додумался на юмористические моменты наложить фортепианную мелодию, под которую обычно пускают слёзы? Этакий ход конём? American genius?
Звук. Здесь претензий также многовато, но, опять же, опишу лишь единственную. Что тут с акцентом у местных американцев? Почему нельзя было подобрать актёров из целевой страны, а не брать из числа русских?
Это явные минусы, которые можно заметить даже с закрытыми глазами. Но если их открыть, то тут же взгляду обнажаются и яркие белые комнаты, и множество реклам, и поддельные эмоции.
Как Вы уже успели понять, фильм не лишён недочётов. Но есть ли в нём плюсы?
Плюсы
Очевидно, что положительные стороны у ленты есть. Уже по названию можно определить, что основной дилеммой картины станет тема эмигрантства. Тоска по родным просторам, по бабушке, по дедушке — всё это весьма здравая и объективно-правильная мысль. Эта самая мысль протягивается здесь через весь фильм, заставляя в финале даже пустить слезу.
Кроме правильно-подобранной темы, здесь присутствует ещё ряд достатков, которые мне понравились и которыми хочу поделиться.
Во-первых, съёмка. Да, местами она грешит мейнстримом и неудачными ракурсами, но в большинстве сцен камера ложилась так, как надо. Картину вообще можно назвать одной из лучших в плане операторской работы... Ок, хотя бы в репертуаре Сарика Андреасяна.
Во-вторых, стихи. В начале повествования, а также под финальные титры, зрителя ждут два чудесных стихотворения, способных подтолкнуть на душевные мысли. Решение однозначно удачное, но шрифт можно было подобрать получше.
В-третьих, актёрская игра Юрия Стоянова. Это действительно уникальный артист, которому нет равных на российских просторах. Я сейчас именно про юмористические роли. Он потрясает, он заряжает, он лучший. И в этом фильме только его персонажу авторам удалось склепать характер. Какой-никакой, но характер, за которым интересно наблюдать.
В-четвёртых, оригинальность. Картина, пусть и не являясь единственной в подобном жанре, всё же способна подарить новые эмоции. Этот сборник историй содержит то, чего не содержат другие ленты про эмигрантов, а именно — любовь к Родине. Возможно, что были и другие комедии со схожим посылом, но они прошли мимо меня. Если кто в курсе про такие, то прошу написать о них в комментарии.
Собственно, с плюсами всё.
Вердикт
Отвечая на вопрос, заданный в начале статьи, могу однозначно сказать следующее — у фильма определённо был шанс. Да ещё какой. Достаточно было просто написать более серьёзный сценарий, убрать туалетный юмор, а также сменить музыкальный ряд. Только в таком ключе картина смогла бы сыскать славу и народное признание. В текущем же виде — это просто доброе и правильное кино, но бесхребетное и неправдоподобное.
Оценки и небольшие комментарии:
- Визуальный ряд: 0 баллов;
Одна и та же белая квартира, в которой обитают почти все герои. - Атмосфера: +1 балл;
Запад удалось прочувствовать, но шутка про гимн США в начале картины — это наглость. - Музыкальное и звуковое сопровождение: 0 баллов;
Всё сказано в статье. Если коротко, то это ужасная работа. - Актёрская игра: 0 баллов;
Лишь за двух актёров (Нагиева и Стоянова) накинуть единичку, увы, не могу. - Операторская работа и монтаж: +1 балл;
Прекрасно. - Уникальность: +1 балл;
Тема действительно ещё не раскрыта в отечественном кинематографе. - Экспозиция: 0 баллов;
Туалетный юмор на старте фильма. - Завязка: 0 баллов;
Не самые удачные подводки к финалу — одной хочется рыбы, второму нужна женщина, а третий наконец осознал, что он не Джейсон. - Развязка: +1 балл;
Финал вышел стоящим, но не без нюансов. - Общие аспекты: 0 баллов.
Характеры героев написаны ужасно, а юмор проседает почти по всем пунктам.
Рекомендации к просмотру? Ох... Трудно это всё. Ок, если хотите посмотреть киноальманах про эмигрантов — вперёд. Если хотите увидеть отличную игру Дмитрия Нагиева и Юрия Стоянова — дерзайте. Если хотите просто расслабиться под простенькое кино, то Вас уже не остановить. Но только учтите, что здесь не нужно искать ни комедии, ни драмы. Это просто сборник историй, слегка поучительных, но не более того.
От канала Кинотаурус фильм «Гудбай, Америка» получает 4 балла из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛