1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
От Иоанна 1 глава — Синодальный перевод.
Собственно говоря, именно с этого «НАЧАЛА» мне и хочется порассуждать…
Сразу хочу предупредить, что все мои рассуждения из разряда просто ПОНЯТЬ, ПРОГОВОРИТЬ - когда говоришь, как-то лучше понимается.
Мы не можем себе представить БЕСКОНЕЧНОСТЬ, точно так же и НИЧТО представить невозможно, потому что... это Ничто должно быть ГДЕ-ТО.
Наверное, это какой-то парадокс, который образуется именно потому, что возникает Сознание. Или Осознание.
Если честно, это для меня очень сложно, потому что… невозможно понять, с ЧЕГО именно нужно начинать размышлять? С какого именно момента?
И, поскольку все эти мои рассуждения и думы начались с цитаты из Евангелия, то, вероятно следует начать с того, что мы знаем такие понятия как Добро и Зло.
В большинстве религий современности Бог – это Добро, а Дьявол, Сатана – это Зло.
Но… проблема моего сознания сталкивается с тем, что такая позиция – это уже некий оценочный аспект нашего сознания. Это уже более сложное развитие нашего сознания, мораль, этика…
А вот ДО Христианства, скажем в мифологии Древней Греции – Элладе… Там боги не наделялись какими-то чрезвычайно положительными, - «ДОБРЫМИ» - свойствами, впрочем… как и «ЗЛЫМИ» - там боги были просто Творцами, Могущественными Существами, которым были совсем не чуждые все людские чувства, эмоции.
И еще в древних религиях было понятие – ХАОС. В религиях более поздних, монотеистических, понятие ХАОС в принципе исчезло вообще, или же некоторые стали поступать так: Хаос = Дьявол, Сатана.
И такое вот соотношение устраивает очень и очень многих. Я не хочу сказать, что считаю этих людей заблуждающимися. Я хочу сказать, что… я просто имею право иметь право иметь своё собственное мнение.
И хочу объяснить, рассказать именно это своё мнение.
Бог – КАК это можно понять?????????????????..............................................
Вот когда я сегодня стала об этом думать, то мне сперва нужно сделать несколько очень необходимых вводных, чтобы уже на основе их я могла донести свою мысль. Просто я считаю, что наше Имя и наш возраст очень влияют на то, ЧТО мы говорим, КОГДА и КАК мы говорим.
Первая вводная, не сочтите за тавтологию, Имя моё Наталья, я Родилась 27-го ноября в 1970-ом году. Если кто-то не знает, что такое «тавтология», и почему я применила такой оборот речи, то это просто машинально – Наталья родилась – масло масленое. Сейчас мне 50 лет, и теологией, философией я начала активно интересоваться лет в … 17/18 – точнее не скажу.
В смысле именно в монотеистическом плане. В плане Веры. До этого очень любила мифы Древней Эллады, но… это другое…
О том, что такое для меня ВЕРА, мне бы хотелось поразмыслить уже после того, как я расскажу, что такое для меня БОГ. Но... это уже, как Бог управит.
Сразу хочу предупредить, что я человек очень эмоциональный, плохо запоминаю имена, вообще запоминаю информацию только если эта информация сопряжена с какими-то чувствами, эмоциональными переживаниями, мыслю образно.
В школе я училась весьма хорошо, твердая хорошистка, даже почти отличница… класса до 7-го.
И… самое интересное, что сейчас я свои теологические измышления буду строить на физике, хотя это в моём школьном образовании самый большой пробел. Физика, как наука, школьная дисциплина – я именно это имею ввиду.
Тут, наверное, не обошлось без… моей бзячности…
Что такое моя «бзячноность» ? Это не что иное, как моя самоуверенность.
Я не знаю, как это бывает у других… До третьего класса у меня были сплошные пятерки, и совсем не потому, что я очень много трудилась, занималась, мне, в принципе, всегда хватало информации, которую учитель в школе объяснял. Домашнее задание для меня всегда было из разряда скучной принудиловки. И если в младших классах это проверял учитель, то в старших классах учитель сразу стал назначать «проверяющего в колонке» - три колонны парт, три проверяющих. Нафига делать домашку, если ты проверяющий и… контрольные пишешь, не делая домашку, почти всегда на ПЯТЬ? Это я про Математику. Соответственно, в старших классах Алгебра и Геометрия.
С Геометрией, правда, сперва были сложности… Учитель дает задание: «К следующему уроку выучить такую-то теорему.» ВАХ! Как это «выучить»?... наизусть чтоле?... Ню, сперва я именно так и сделала – память в детстве была хорошая, вызубрила пару раз наизусть – про параллельные прямые, кажется. Так то была маленькая теорема!! Строчек две-три… Потом теоремы стали больше – и я подумала, что зубрить их… как-то сложновато… Надо как-то найти рациональный подход для решения этой задачи – выучить теорему.
И тогда… Я поняла, что «выучить» - означает ПОНЯТЬ. И самое главное, что это «ПОНЯТЬ» в доказательстве всех теорем всегда опиралось на… несколько самых простых аксиом.
Вот. Наверное именно тогда и началось моё ПОНЯТЬ… хотя тогда мне было лет 10, и еще никаких теологических смыслов в это ПОНЯТЬ тогда не вкладывалось осознанно вообще.
А что же тогда было, чтобы я, десятилетний ребенок, смогла не учить теоремы, как стих, как набор непонятных слов, просто наизусть? Помню, первый раз учительница, хочу её тут помянуть добрым словом, её звали Наталья Александровна Цаликова, у нас с ней были одинаковые инициалы – я тоже Наталья Александровна, только тогда я была Цах – сейчас Зверева, но об этом позже.
Вызывает меня Наталья Александровна к доске, доказать теорему, что сумма углов в треугольнике равна 180 градусов. И я начинаю доказывать эту теорему не «зазубрено», а… на основе неких аксиом…
Натальюшка – так называли мы нашу математическую училку – делает очень большие глаза – детям в четвертом классе такое было не свойственно, детям легче вызубрить теорему, выйти к доске, если вызовут, и произнести весь текст, и чтобы тебя не перебивали. Учителям, по большому счёту это «учение самоей теоремы» от учиников тоже не надо было. Учителям было важно, чтобы дети в итоге запомнили хотя бы сам ИТОГ теоремы – в данном случае – сумма углов треугольника. Кароче говоря, когда Натальюшка вызвала меня к доске и я стала доказывать теорему своими словами, она абалдела… по другому не скажешь. Она тогда решила еще больше проверить мои знания и понимания, скорее именно понимание – потому что она именно это во мне почувствовала, она тогда задала мне пару-тройку каких-то примитивных задач по этой теме, этак экспромтом, просто ей явно было интересно то, КАК я доказываю теорему, и ей хотелось убедиться в том, что я реально ПОНЯЛА тему, а не просто вызубрила.
АКСИОМА… Великое слово! Аксиома – утверждение, не требующее доказательств, принимаемое как… ;))))
Аксио́ма (др.-греч. ἀξίωμα «утверждение, положение»), или постула́т, — исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами.
В математике теорема — это утверждение, которое было доказано на основе ранее установленных утверждений: других теорем и общепринятых утверждений, аксиом. Теорема является логическим следствием аксиом.
Аксиома, Теорема – берем в багаж, и идем дальше рассуждать о Боге………
С математикой у меня в раннем возрасте всё было хорошо. С физикой начались проблемы. Именно из-за моего бзя – там же у меня всё зашибись, значит и во всём остальном я крутая! Я изначально не восприняла физику серьезно. Плюс к этому, перед шестым классом, мне мои старшие подруги сказали: «Физика? ХА! Главное понравится Фёдырматвеичу, и тогда будут сплошные пятерки!»
«Федырматвеич» - это Федор Матвеевич Цонев. Умный, старый препод, любил девочек. Без дурных инсинуаций, да, я была красивой девочкой, и… умной. Федорматвеич от меня млел… и пятерка у меня всегда была от него. И тут был... имел место быть, «мой подходец» к этому преподу – я ему сказала: «Фёдор Матвеевич, я Вас уважаю. Ваш предмет мне очень интересен, но формулы... задачи... это не моё. Не умею я это, вот теорию я всегда могу ответить, рассказать, только не формулы/задачи. В итоге мы тогда с Фёдором пришли к компромиссу – он вызывал меня к доске только когда нужно было рассказать Теорию…. Смысл был в том, что я всегда понимала сам СМЫСЛ ПРОЦЕССА, могла описать это очень интересно, эмоционально, образно, доступно-популярно для обывателя. Как мультик. До восьмого класса всё было норм – я понимаю суть, формулы не понимаю «не говорю я по-вашему».
В восьмом классе оу! Йее… Цонев на пенсию ушел, пришел Керимов, Муса Исаевич. После старого, больного, склонного к педафилии, безобразного физика, пришел… АаХ! В зобу дыханье сперло! Пришёл… Мачо. Тут, наверное, надо сказать, что в нашей школе почти все учителя были женщины, из мужиков только этот физик, склонный к педофилии, трудовик у мальчиков - Александр Адабашьян внешне, только ваще тугой… И еще физкультурник и директор школы.
Кароче говоря, с мужиками у нас было сложно. И тут… Муса… Ему тогда было 27 лет… нам 15/18, Умный, красивый, богатый, сын академика. Тогда девкам башню сорвало премного… Одна девочка, очень интровертная, замкнутая, даже на почве любви к этому преподу в дурку загремела…
А что я?... Да, препод молодой, красивый, умный, я физику ни в зуб ногой… Выкрутимся! – подумала я.
Восьмой класс… какая тут учеба? Сперва я на физику вообще не обращала никакого внимания. Я на уроках физики делала то, что мне было интересно. И вот однажды, я, как обычно, сижу на физике, пишу… «Африканские похождения»… так это тогда у меня называлось. Я писала на тетрадных листочках какие-то маленькие, можно сказать «мультяшные», истории про своих одноклассников, рисовала их – Лена – Львенок, Рома Тигренок, кароче говоря, просто называла своих одноклассников какими-то зверями, и потом придумывала какие-то ситуации, плюс к этому еще я делала рисунки. Это всё было очень весело, всем одноклассникам это нравилось – все ждали от меня новых рассказиков, конечно, были… эксцессы… зеброй или крокодилом быть никто не хотел…. У-ууу…
Но, в принципе, всем нравилось. Вот однажды, я как раз и писала какой-то такой свой… сюжетик, на уроке физики, увлеклась… не заметила, как препод подошел ко мне.
О! Тут надо вспомнить еще один момент про этого препода… Он ко всем нам обращался на «Вы» . Для нас это тогда было чрезвычайно странно, непонятно, непостижимо…
Там была такая ситуация: Я увлеклась, пишу свой очередной рассказик, не замечаю ничего вокруг, он дождался, пока я там что-то дописала, и потом… пока я откинулась на спинку стула, что-то подумать, его рука берет мой… моё… А… АААААаааааа!!!!
Он забрал моё писаво, и… стал читать… Весь класс замер в ожиданьи, типа ооооооооо……
А он стоял и просто читал, даже хмыкнул улыбчиво. И потом сказал мне:
- Наталья, Я хочу это прочитать, и потом Вам верну, зайдите после уроков в лабораторию, я буду там.
Я зашла после уроков в лабораторию. Он сидел, и читал эту мою виршу…
- Муса Исаевич, Вы сказали, мне зайти… - этак осторожно обозначила я своё присутствие.
Он сидел и раскачивался на стуле – на задних ножках стула, руки в карманы.
- Да. Я помню. Наталья, Вы можете мне сказать, почему Вы на моих уроках делаете это?
Я готовилась к какому-то моралистическому мозгоковырянию, а тут… тебя хотят понять…
Есть возможность поговорить откровенно…
- Понимаете, Муса Исаевич, всё дело в том, что… пока у нас не было физики, мне мои подружки сказали, что «Физику можно не учить, главное – нравится Физику, и у тебя будут пятерки…» - как-то потерянно закончила я.
- И поэтому Вы, Наталья, на моих уроках занимаетесь своими делами, всем, кроме физики.
- Ню… как-то так… - смущенно признала я.
- И… Как Вы думаете, Наталья, Вы мне нравитесь? Чтобы позволить себе вести себя так, как Вы себя ведете на моем предмете?
Нет-нет, я ничего НЕ преувеличиваю. Муса Исаевич изъяснялся именно так, в таких вот словесных оборотах, терминах – прям как какой-то лорд из сериала ВВС…Я тогда еще не имела опыта смотреть сериалы ВВС… но имела опыт ощутить такое на своей пятнадцатилетней персоне.
Как вы думаете, ЧТО я ему ответила?... Я тогда была достаточно взрослая, для того, чтобы обозначить свою позицию.
- Муса Исаевич, я думаю, что я Вам нравлюсь. Вернее, Вам явно нравится ТО, чем я занималась. Физику я НЕ знаю, в плане формул. В теории – знаю. Вас уважаю. Формулы не знаю и учить не буду. Хотите сразу ставьте мне ДВА везде и всегда. Теорию мне даже учить не надо – я её и так понимаю, можете проверить.
Сказать по правде, он был озадачен премного… И опыта учительского не было + еще такая нетривиальная ситуация…
Он мне сказал:
- Хорошо, Наталья, я понял. Я Вас еще проверю, будьте готовы, - с этими словами он отдал мне моё «писаво», и еще добавил: «Интересно пишете, если будете каждый раз мне давать почитать то, что напишете, считайте, в каждой четверти у Вас уже +1 к оценке» - и подмигнул…
Помню, потом он рассказывал нам новую тему, про… почему в одних сосудах капля выгнутая, а в других вогнутая. Так я тогда ТАК всё ему рассказала, что… он реально понял, что я Уважаю Его Предмет.
Так же про электричество, энергию… это всегда было Шоу – рассказывать и показывать мне было не сложно.
Когда девочке 9 лет, подружки зовут гулять. А она говорит: «По телику интересная передача».
В Советское время Какая такая передача могла заставить маленькую девочку не пойти гулять?
«Очевидное Невероятное». –
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Последняя строчка не цитировалась…
Бог… когда Вы первый раз стали думать о Боге? ЧТО вы стали думать? С чего и как возникли ваши мысли?.
Бог – это Любовь и Добро.
Вот такую аксиому ставят перед нами. Предлагают это принять молча.
Помню, я когда-то придумала такую загадку: «В чем главное Свойство Бога и в чем главное Качество Бога?»
Главное свойство Бога – Творец.
Главное качество Бога – это Любовь.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Я бы сказала, что…
В начале был Хаос. И вдруг появилось Слово. И слово это сказал Бог, причем не важно, ЧТО именно он сказал, это было просто НЕЧТО – Порубежье – что начинает делать границы… Что-то такое, что начинает делать Разницу.
Наверное, смысл Зла и Добра заключается в том, что это не вообще, а в частности, это можно понять только в определенном контексте, во всех иных случаях зло полностью теряет свой смысл. Впрочем, как и добро.
Бог – это Энергия Кинетическая.
Хаос – это Энергия Потенциальная.
Изначально Бог – это Первая стадия преобразования Энергии Потенциальной в Энергию Кинетическую.