Я была в таком восторге от книги, что начала активно советовать её всем читающим людям. Результат забавный: книга понравилась и не понравилась всем по одной и той же причине - слишком глубокая. Для кого-то это повод перечитать и получить удовольствие несколько раз, а для кого-то повод отложить в сторону.
Я сама отдельные главы перечитывала по два, а то и по три раза, иногда возвращаясь на предыдущую страницу, а иногда на сотни страниц назад. Имхо, с тем же вниманием желательно относиться к окружающему миру: не всё то, чем кажется на первый взгляд.
Итак, есть предварительное описание книги.
Из описания мы узнаём, что заложников было восемь. Всех заложников грабитель отпустил, и все они теперь сидят в полиции и дают показания, которые никак не проливают свет на произошедшее.
Но грабителя не нашли, ни живого, ни мёртвого, хотя лужа крови в квартире осталась. Изучаем обложку дальше.
Заложников было восемь. Полиция допросила восемь человек, как свидетелей и потерпевших, но ничего не узнала. Возникает вопрос, кто же из этих восьми милых и совсем не милых людей на самом деле грабитель-неудачник и как он заставил всех его покрывать?
Пахнет детективом, но ведь Бакман - мастер психологической прозы.
А ведь люди тревожные... Сложно не стать тревожным, когда тебя держит в заложниках человек с пистолетом. Но что если они были такими и до происшествия?
И до какого именно происшествия? До захвата заложников? До того, как в их жизни появился мост?
И кто кого на самом деле захватил? И только ли один человек не тот, за кого он себя выдаёт?
Как много вопросов, как мало ответов...
Не знаю, как вы, но когда я читаю детективы, я строю версии. И когда я читаю не детективы, я рисую себе вполне яркую картинку, иллюстрирующую книгу.
И, возможно, вы слышали, что людям свойственно судить окружающих по себе. Мы раздражаемся, когда видим у других наши недостатки, пока нами не признанные. Нам кажется, что другие люди строят умозаключения так же, как и мы. Нам кажется, что либо у людей такие же желания, как у нас, либо полностью противоположные. Может быть это не всегда так, но психологи говорят, что именно так в большинстве случаев. Это не плохо и не хорошо, но это так.
Когда я читала "Тревожных людей", я тоже рисовала себе фильм и строила версии. А потом Бакман раз и сообщает мне факт, который рушит мою картинку. То есть, то есть, подождите-ка, надо перечитать... Да, действительно, Бакмана не давал повода рисовать именно такую картинку. Привет, мой стереотип, теперь в реальной жизни я буду помнить, что икс необязательно вытекает строго из игрека.
Я начинаю читать ещё вдумчивее, оставляя пространство для разных вариантов картинок. Кажется, что теперь-то я буду объективнее. И Бакман снова: вообще-то всё было так.
Книга открытий чудных о самом читателе. Моей любимой у Бакмана была "Бабушка", а теперь рядом с бабушкой на первом месте стоят тревожные люди. Десять тревожных людей. Или больше. Вы можете посчитать.
И да пребудут с вами хорошие книги!