Найти в Дзене

Психологическая драма Достоевского

Обзор книги (2008) Роман "Братья Карамазовы" - это великое произведение выдающегося и гениального русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Замысел произведения появился, когда писатель трудился над другим своим творением под названием "Подросток". В 1877 году автор писал, что займётся "неприметной" работой. Сюжет сформировался после знакомства литератора с Ильинским, который был осуждён за убийство отца. Данное произведение по своему жанру трудно поддаётся определению, но по всем признакам является психологической драмой. Повествование в романе ведётся от лица рассказчика-биографа, который повествует про некоторые факты и оценивает их. Данная форма изложения в большей мере указывает на достоверность происходящего. В романе показана судьба семьи помещика Фёдора Павловича Карамазова. У хитрого, эгоистичного старика - три сына. Старший - отставной офицер Дмитрий, который в детстве оказался брошен матерью и отцом. Средний - философ, испове
Оглавление

Обзор книги (2008)

                                                         Обложка книги романа Достоевского
Обложка книги романа Достоевского

Роман "Братья Карамазовы" - это великое произведение выдающегося и гениального русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Замысел произведения появился, когда писатель трудился над другим своим творением под названием "Подросток". В 1877 году автор писал, что займётся "неприметной" работой. Сюжет сформировался после знакомства литератора с Ильинским, который был осуждён за убийство отца.

Данное произведение по своему жанру трудно поддаётся определению, но по всем признакам является психологической драмой. Повествование в романе ведётся от лица рассказчика-биографа, который повествует про некоторые факты и оценивает их. Данная форма изложения в большей мере указывает на достоверность происходящего.

В романе показана судьба семьи помещика Фёдора Павловича Карамазова. У хитрого, эгоистичного старика - три сына. Старший - отставной офицер Дмитрий, который в детстве оказался брошен матерью и отцом. Средний - философ, исповедующий атеистические убеждения Иван. Младший, добрый, умеющий любить и сострадать людям Алёша. Также есть ещё лакей Павел Смердяков, про которого ходит молва, как о незаконнорождённом сыне старика Карамазова. Ко всем детям отец проявляет холодность и безразличие.

Содержание своими словами

Главными героями произведения являются: Фёдор Павлович Карамазов и 3 его сыновей Дмитрий, Иван и Алексей, внебрачный его сын Смердяков, Катерина Ивановна Верховцева, Аграфена Светлова (Грушенька), старец Зосима, штабс-капитан Снегирёв, его сын Илья, Коля Красоткин, Хохлакова и её дочь Лиза.

Действие романа происходит в провинциальном городе Скотопригоньевске в 1870 годах. Помещик Фёдор Карамазов вёл очень распутную жизнь, сначала женившись на богачке Аделаиде Миусовой, матери Мити, которая в итоге сбежала от него с семинаристом в Петербург, а потом на Софье Ивановне, матери других сыновей, которая умерла от нервной болезни. Дмитрий воспитывался у слуги Григория Васильева до 3 лет, а затем с братьями у Петра Миусова, двоюродного брата Аделаиды. Алёша ушел в монастырь к старцу Зосиме, решив стать монахом. Священник сильно полюбил его как родного сына. По делу о своём наследстве братья собрались у Зосимы в ските. Митя требовал от отца больше денег кроме ранее присланных. На этом собрании были либерал Миусов и семинарист Ракитин. Отец Карамазовых вёл себя как шут и ничего не хотел давать сыну. У них были сильно напряженные отношения из-за Грушеньки, в которую они оба были влюблены.

Фёдор Павлович даже готов был жениться на ней, приготовив в подарок 3000. Зосима славился своим целительским даром, хотя он уже был болен. К нему приходило много посетителей с просьбой о помощи, в том числе и помещица Хохлакова с больной ногами дочкой Лизой. Одна женщина жалуется ему на скорбь по погибшему 3-летнему сыну, а другая просит поставить за упокой пропавшему без вести на службе сыну, но старец упрекает последнюю в том, что на ней колдовство и её сын жив. Он скоро вернётся по его заверению. За беседой в ските выясняется, что Иван считает, что государство должно обратиться в церковь. Он мучается вопросом о существовании Бога и души, а ещё одним ключевым вопросом, всё ли дозволено человеку или нет. Зосима считает, что любого преступника должна пожалеть церковь. Эта встреча закончилась скандалом из-за шутовского поведения отца Карамазовых. Отец окончательно ссорится с Митей, обличая его в таскании за бороду у трактира Снегирёва. Старец становится на колени перед Дмитрием, предвидя его грядущие страдания, Ивана благословляет, а поведение Фёдора Павловича объясняет его стыдом за себя.

От Зосимы все направляются в трапезную, а отец Карамазовых язвит Миусову, ушедшему из-за него. Фёдор зовёт с собой помещика Максимова, но Иван гонит его из коляски. После того, как все ушли, Зосима благословляет Алёшу после своей смерти идти в мир и быть с братьями. Лакей Смердяков зол на всех из-за своего происхождения от полоумной Лизаветы, с которой на спор с пьяными друзьями был Карамазов. Его воспитали Григорий с женой Марфой Игнатьевной, так как Лизавета родила прямо в саду у Фёдора Павловича. Алексей в саду застал Дмитрия, ожидавшего Грушеньку, если вдруг та придёт к отцу Карамазову. Именно Алёше Митя исповедуется о своей жизни, полной разврата, но в этом позоре он начал чувствовать связь с Богом и в тоже время ощущать истинную радость жизни. Дмитрий считает себя "сладострастным насекомым", как и своих братьев с отцом, а само сладострастие бурей. Он рассказал брату про свои отношения с Катериной Ивановной, благородной девицей, которую он в прошлом спас от позора и дал ей денег 5000.

Теперь они помолвлены, но Митя любит Грушеньку и даже успел прокутить с ней денег в Мокром, которые Катя дала ему для отсылки сестре в Москву. Дмитрий уверен, что это его главный позор и собирается вернуть ей все деньги. Митя просит Алёшу сходить к Катерине и передать ей поклон и что он больше к ней не придёт никогда. Дома Лёша застал отца и Ивана за коньяком, забавлявшихся суждениями про Смердякова о том, что если бы он был пленным у турков, то принял бы ислам ради спасения своей жизни. Вскоре прибегает в гневе Митя, которому вдруг показалось, что Грушенька пришла к его отцу. Он сильно избил Фёдора Павловича и потом ушел в страхе осознавая свою ошибку. Дмитрий застал любимую у Кати, которая её очень ласково обхаживала и целовала девушке руку, прося прощение за то, что всегда считала её продажной. Та тоже в ответ поцеловала ей руку, чем вызвала ярость Катерины Ивановны.

                         Иллюстрация к произведению Достоевского - Алексей Карамазов
Иллюстрация к произведению Достоевского - Алексей Карамазов

По пути в монастырь Алёша встретил Митю, шокированного выходкой Кати с Грушенькой и рассказал девушке про кутёж. В отчаянии Дмитрий бьёт себя выше груди, где зашиты 1500 от Катиных денег, говоря, что совершит ещё одно бесчинство по отношению к Верховцевой. В монастыре Лёша получил письмо Лизы с любовным признанием и желанием стать его женой. В соседней с монастырём келье жил Ферапонт, не любивший старца. Он рассказал одному из монахов, что у многих священников видит чертей, то есть грехи и даже видит руки Христа в сучьях деревьев, которые могут забрать его когда угодно. У отца Алексей выслушал очередную исповедь - жалобы на сыновей, а про деньги сказал, что он в итоге никому из них ничего не отдаст, так как сам хочет прожить ещё лет 20 и Грушеньку Митьке не уступит ни за что! Сплетничал он и про Ивана, отбивающего Катю у Дмитрия. На дороге Лёша увидел школьников, которые кидались камнями в Илью Снегирёва и попали в результате ему в грудь.

В итоге он узнал, что Илюша уязвлён за обиду Митей Карамазовым отца из-за векселей Фёдора Павловича и Грушеньки. Он кусает за палец приблизившегося к нему Алексея и убегает. В доме у Хохлаковой Лёша застал Ивана с Катей, объясняющей, что будет верна Мите как "средство для его счастья" и спрашивает мнение Алёши, объявившего, что она не любит Митю, а лишь уверяет себя в этом. Иван сообщает, что уезжает совсем ненадолго и добавляет девушке, что Дмитрий ей не нужен, а он не хочет быть свидетелей её измены. Катя дала Алёше 200 рублей на помощь капитану Снегирёву и он пошел к нему в избу, увидев его нищету, больную ногами дочь Нину и его безумную жену. Выйдя на улицу, Алексей предлагает ему денег от Кати. Снегирёв сначала расчувствованный мечтой о лошади для Ильи, их переезде и лечении жены с дочкой, принимает деньги, но тут же и бросает их смятыми на дорогу. От него Лёша узнал про обиду Ильи за прозвище в школе его отца "мочалкой" за его бороду.

Любовная линия в романе

Затем Алёша вновь навестил Хохлакову и душевно поговорил с Лизой, которая успела раскаяться в своём письме и попросившей его вернуть. В саду отца он застал дожидаясь Митю, Смердякова, играющего на гитаре для соседской дочери Марии. В трактире " Столичный город" Алёша откровенно побеседовал с Иваном о мировых вековечных вопросах религии. Иван любит жизнь и не Бога не принимает, а созданный им мир. Он отказывается согласится с гармонией, в основании которой слеза ребёнка. Он выкладывает Лёше факты о людской жестокости турков с черкесами в Болгарии и про осуждённого дикаря Ришара, опекуны которого не кормили его, и потому ему пришлось ограбить в Женеве старика. Пасторам в тюрьме он в итоге сознался в содеянном. Его всё равно предали казни на эшафоте. Затем Иван рассказывает об издевательстве родителей над 5-летней дочерью, которую они в наказание запирали на холоде.

Иван пересказывает ему поэму "Великий инквизитор", действие которой происходит в 16 веке в Севилье испанской. 90-летний кардинал заточил в тюрьму Христа, якобы воскресившего девочку. Во время ночной беседы узник изложил ему свой взгляд на человечество, мир которого чересчур идеализирован Иисусом и что люди недостойны свободы, так как они не могут сплотиться "вместе", их всегда мучает свобода выбора и совесть. Великий инквизитор с соратниками решает побороть свободу, сделав народ рабом. Он ждёт ответа, грозя казнить Христа, но тот лишь целует его. Расставшись с Алёшей, Иван по пути домой встретил Смердякова, который опасаясь за него и за ссору Карамазова с Дмитрием, советует ему ехать по делам продажи рощи в Чермашню. Иван удивлён признанием Смердякова, что с ним скоро случится припадок. Он решает ехать, но не в Чермашню, а в Москву.

Перед смертью старец Зосима рассказал Алексею и другому монаху Паисию о своём прошлом, о том, как он потерял брата, умершего в возрасте 17 лет от чахотки, который перед смертью вдруг начал верить в Бога и наставлял брата при этом на то, что все несут вину за окружающих и что к слугам надо относиться на равных, а не с презрением. Рассказал он также про сильное влияние на него священного писания и как он монахом уже будучи, успел поговорить с 18-летним крестьянином, который поведал, что все животные пребывают со Христом и что даже дикий медведь не посмел трогать отшельника, давшего ему хлеба. Затем старец вспомнил о своей разгульной молодости, службе военной в полку и влюблённости в девушку из его города, которая потом вышла замуж, скрывая перед ним своего жениха. Это сильно разгневало Зосиму и он, оскорбив мужа любимой, вызвал его на дуэль, но в итоге попросил у него прощения, потому что раскаялся в своём поступке и в избиении слуги Афанасия.

После случившегося его принимали во всех домах и к нему частенько стал наведываться таинственный посетитель, верующий в существование земного рая. В молодости он полюбил девушку, которая отказалась выходить за незнакомца замуж. Он жестоко за это с ней обошелся, а вину свалил на её прислугу, который должен был идти в рекруты, но его пьяного арестовали. Теперь неизвестный решил сознаться общественности в содеянном спустя 14 лет, и успев жениться и обзавестись детьми, предоставив все необходимые доказательства. Его сподвигло на признание несостоявшаяся дуэль Зосимы. Виновник уже был болен и потому ему не поверили. Старцу он поведал свою биографию перед смертью. Также Зосима говорил о значении в обществе инока, который обязан беречь и воспитывать народ-богоносец. Он считает, что хозяева должны вести себя наравне с прислугой. Однажды в странствии старец был в гостях у Афанасия, слуги. Тот поведал ему про значение молитвы, любви к животным и природе, любовном смирении и

соприкосновении людей на земле с иными мирами, о том, что нельзя быть судьёй преступников, так как они прежде всего являются сами себе судьями. Инок же по его мнению не должен желать награды, а обязан чаще целовать землю, всех любить. Исступление же как чувство дано лишь избранным. Ад по мнению Зосимы - это "страдание о том, что нельзя уже больше любить", то есть не надо на земле пренебрегать любовью, так как больше уже не будет времени. Самыми душевными мучениками среди грешников являются самоубийцы, которые совершают самый тяжкий грех и страдают собственной лишней гордостью. Зосима умирает и окружающие ждут свершения чуда, но вместо этого вскоре появляется "тлетворный дух", который производит смятение душ монахов. Смущен и разочарован Алёша. Неожиданно пришедший Ферапонт критикует старца, считая его грешником земным.

                                            Один из героев романа Достоевского
Один из героев романа Достоевского

На выходе из монастыря Лёша вместе с Ракитиным идёт к Грушеньке, которая в прошлом хотела его соблазнить, обещая за это Ракитину 25 рублей. Сейчас она отдала ему деньги, находясь в тревожном ожидании вестей от вернувшегося польского офицера, вдовца, который 5 лет назад соблазнил и бросил девушку, а она до сих пор страдала по нему. Сначала радостная приходом Лёши Грушенька садится ему на колени, её поведение резко меняется после известия о смерти старца. Затем она рассказала ему про офицера и про обман Мити с отцом. Потом девушка едет сама к поляку в Мокрое. Вернувшись в храм, Алексей молится возле гроба Зосимы и слушает чтение отцом Паисием о браке в Кане Галилейской и ему приснился в ту ночь старец, похваливший парня за Грушеньку. Сердце Лёши всё сильнее переполняет искренний восторг. Очнувшись ото сна, он выходит из кельи и видит звёзды, золотые главы собора и в радостном исступлении целует землю, прикасаясь душой тем самым к иным мирам.

Ему хочется всех простить. В это время Митя, терзаемый ревностью к Грушеньке, мечется в поисках денег. Он хочет увезти её и начать добродетельную жизнь, вернуть Катерине долг. Сначала он идёт к благодетелю любимой девушки, купцу Кузьме Самсонову, предлагая ему 3000 за свои права на Чермашню, а тот в насмешку посылает его к купцу Легавому, который торгует рощей якобы у самих Карамазовых. Легавого он находит пьяным и на утро ушел от него ни с чем, тщетно стараясь разбудить его. Затем он идёт просить денег у Хохлаковой, которая хочет послать Митю на золотые прииски. Тот бежит в отчаянии караулить за отцом, ожидавшим Грушеньку. У забора его застаёт Григорий и между ними завязывается драка. Дома у девушки Дмитрий узнал, что она со своим офицером в Мокром. Об этом рассказала её служанка Феня.

Заказав шампанское, устриц и монпасье в лавке Плотниковых, Митя едет в Мокрое, где застаёт любимую Грушеньку "скучающей" в обществе офицера Мусяловича с паном Врублевским. Дмитрий проиграл им в карты 200 рублей, а потом предлагал офицеру 3000 для того, чтоб тот уехал навсегда. В итоге всё это закончилось общим скандалом, после чего панов закрыли, а Митя вместе с Грушенькой, Максимовым и Калгановым продолжали гулять, пригласив цыган и простых девок для танцев. Только напившись, девушка поняла, что давно любит Дмитрия, а вовсе не его отца. Вскоре в Мокром появляются исправник, следователь и прокурор, обвинившие Митю в убийстве отца. Пораженный Карамазов пытается оправдаться. На допросе выясняется, что в ладанке ещё остались Катины деньги, которые он не успел полностью истратить. Следователь не верит Мите.

От Фени Перхотин выясняет про случившееся в семье Карамазовых. Затем он убеждается в этом после визита Хохлаковой, который ей понравился и в дальнейшем она хлопотала для него о статусе чиновника. Непонятно, кто виновен в смерти Карамазова. Все сваливают ответственность на его внебрачного сына. Григорий же в обиде на Дмитрия за драку всю вину переложил на него. Грушенька на первом же допросе кинулась к Митьке, поверив в его неповинность в содеянном и обещая всегда быть рядом и поддерживать его. На 2 допросе он рассказал про визиты к Самсонову, Хохлаковой, а наличие у себя пистолета пояснил самообороной. На 3 допросе Дмитрий признался в условных знаках от сводного брата вроде стука в окна, но не хотел думать, что Смердяков способен на преступление, а считал, что сам черт расправился с его отцом. Затем он сознался, что взял пистолет для самоубийства. С него сняли всю одежду в качестве улик и рассказали про обвинения Григория, видевшего в саду Митю.

Дмитрию следствие не доверяло совсем. Даже хозяин трактира Трифон Борисович свидетельствовал против него, считая, что он истратил не менее 3000 в свой первый кутёж. Поляки тоже выступали против Мити. Максимов показал, что видел у Карамазова младшего 20000. Одна только его возлюбленная была на его стороне. Во сне Митя увидел по пути в степи бабу с плачущими, голодными и замерзающими детьми, пытаясь понять истинную причину их страданий. В итоге разбирательств Дмитрия арестовали и увезли в тюрьму. Калганов тоже поверил в его невиновность. Коля Красоткин отличался ото всех детей необычным умом и его все за это уважали. Зимой вместе со Смуровым и своей собакой он пошел навестить Илью, который находился при смерти. Смурову Николай признался, что он социалист и очень любит поговорить и пошутить с народом. После знакомства с Алексеем мальчик очень привязался и к нему. Жучка оказалась не его собакой, а Ильюши. Затем Красоткин подарил ему игрушечную пушку. Лёша в беседе с Колей поучал его тому, что не стоит быть таким же, как и все.

Доктор, заказанный Верховцевой из Москвы, вывел Снегирёву неизбежную гибель его сына, посоветовав ему везти его в Сиракузы на Сицилию, а дочь с женой на Кавказ и в Париж. Ильюша просил капитана после своей смерти взять на воспитание другого мальчика, но тот не захотел. Затем Алёша навещает Грушеньку, рассказавшую о ревности Дмитрия к поляку из-за её материальной ему помощи и к Самсонову. У неё также живёт бездомный Максимов. Алексей сообщает всем, что врача Катя выписала для признания Мити безумным ради его же оправдания следствием. Она рассказывает о возвращении Ивана и навещает брата в тюрьме. В гостях у Хохлаковой бывают 2 кавалера - Перхотин и Ракитин, который мечтает про карьеру критика в столице и браке с ней по расчету. В итоге девушка прогоняет Ракитина. Он сначала написал стихотворение про её больную ножку, а затем обличительную статью про её якобы любовь к Дмитрию и предложении её к нему 3000 ради побега на золотые прииски. Обо всём этом героиня поведала пришедшему к ней Алёше.

                                           Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы"
Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы"

Затем он поговорил с Лизой, которую обхаживал Иван. По мнению Ивана она напоминала бесёнка. Лизавета считала себя очень злой и совершенно недостойной быть его женой. Она рассказала, что хочет быть обманутой и потом просто брошенной мужем. Она передала ему записку для брата. Навестив Митю, Алексей узнал от него секрет побега по дороге на каторгу. Митя мечтает петь гимн Богу во что бы то ни стало. Он зовёт адвоката из Петербурга Бернаром. Митя хочет бежать вместе с Грушенькой в Америку. Алёша отдал записку Ивану, но тот не читает её, а разрывает. Иван убедился, что настоящий преступник Смердяков, который в связи со своим недугом полагает, что ему всё дозволено. Он отдаёт сильно удивлённому Ивану 3000, которые были камнем преткновения в следствии. Всё это так сильно давит на Ивана, что в итоге он теряет рассудок.

Смердякову Ваня угрожает судом. Затем ему мерещится черт в образе джентльмена, высказывающий его же мысли. Черт мечтает стать семипудовой купчихой и сетует, что ему нельзя делать добрые дела, так как без него мир сразу же рухнет. Иван допрашивает дьявола о существовании Бога на земле. Затем сатана рассказал ему про осуждение его на небесах и наказании в виде прохождения во мраке квадриллиона километров, которые он преодолел всего лишь за 2 секунды, оказавшись в раю. В итоге Ваня бросил в черта стакан и проснулся. Это был сон. В горячке Иван рассказал о посещении черта Алексею. На суде абсолютно все дамы были за оправдание Дмитрия, а мужчины напротив ратовали за его наказание и признание виновным. Первый свидетель прислуга Григорий выступил против сына Карамазова, но его освистали за пьяный и больной вид. Ракитин тоже выступил с провалом из-за обличения его Фетюковичем за получение 25 рублей от Грушеньки за сведение её с Алёшей.

Затем выступили Снегирёв и врач Герценштубе, обвинившие Митю в безумии. Фетюкович вспомнил о детстве Дмитрия и подарке ему фунта орехов. Столичный врач признал его состояние аффекта в связи с ревностью к отцу невесты, а другой доктор Варвинский наоборот объявил о здравом уме подсудимого. Алёша выступил в защиту брата, вспоминая как тот в прошлом стучал себя по ладанке. После выступления Катерины вышла Грушенька и призналась на суде, что Смердяков виновен, а Ракитин является её двоюродным братом. Иван, состояние которого было горячка, тоже признал вину Смердякова, выложив деньги на стол, но суд не поверил ему. Сразу после этого с Катей случилась истерика. Она предъявила письмо от пьяного Мити, что и погубило его. Девушка поняла вдруг, что любит Ивана. Прокурор Ипполит Кириллович яростно выступал с обвинительной речью против Дмитрия, а Смердякова назвал безвинным идиотом.

Он нарисовал картину русской карамазовщины, анализируя социальные и психологические причины преступления и убеждая Митю, что его к этому подтолкнули атмосфера, окружающая среда и низменность инстинктов отца. Он сравнивает бесчинства со скачущей тройкой, думая, что придёт время и её остановят. Не менее вызывающе и ярко выступил адвокат Фетюкович, попытавшийся защитить Дмитрия и посчитавший Катю слишком истеричной, а письмо пьяного несерьёзным, полагая, что у следствия нет прямых доказательств против Карамазова в том, что тот прокутил все деньги и вовсе не имел никакой ладанки. Адвокат считает его отца недостойным человеком, потому что он не занимался воспитанием детей, а Смердякова способным на любое злодеяние и притворство болезнью. Его речь в результате закончилась бурей аплодисментов со стороны доброй половины зала суда, но решение было вынесено далеко не в пользу Мити.

После заседания обвинённый заболел нервной лихорадкой и был госпитализирован. По его просьбе Алёша попросил Катю навестить его. Алексею Дмитрий рассказал, что после своего побега вместе с любимой в Америку, проживёт там 3 года и вернётся замаскировавшись бородой, в Россию куда-нибудь на юг или север. Катерина призналась, что Митя навсегда останется в её сердце, даже несмотря на её чувства к Ивану! Дмитрия она будет любить вечно. С Грушенькой же девушка останется врагами, хотя она и попросила у возлюбленной Мити прощения, столкнувшись с ней в дверях. Роман завершается похоронами Ильюши, с потерей коего не может смириться его отец. У камня, где раньше Илья гулял вместе с отцом, Алексей поучал мальчика другого любить и не забывать умершего, особенно отрадно помнить хорошие детские воспоминания даже если в будущем он будет с плохим характером. Лёша призывает детей всех быть добрыми и честными.

Автобиография в произведении Достоевского

"Братья Карамазовы" не только синтез творчества Достоевского, но и своеобразное завершение его жизни. В самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором помещается действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии.

Фёдор Павлович наследует некоторые черты отца писателя и его насильственная смерть соответствует трагическому концу Михаила Андреевича. Дмитрий, Иван и Алёша - три аспекта личности Достоевского, три этапа его духовного пути. Пылкий и благородный Дмитрий, декламирующий "Гимн к радости", воплощает романтический период жизни автора; трагическая судьба его, обвинение в отцеубийстве и ссылка в Сибирь, определяется историей невинного преступника Ильинского и этим связывается с воспоминаниями о годах каторги. Иван, атеист и создатель социальной утопии, отражает эпоху дружбы с Белинским и увлечения автора атеистическим символизмом; Алексей - символический образ писателя после периода каторги, когда в нём произошло "перерождение убеждений", когда он обрёл русский народ и русского Христа.

                                         Иллюстрация к роману Достоевского образ доктора
Иллюстрация к роману Достоевского образ доктора

Роман этот раскрывается перед нами, как духовная биография автора и его художественная исповедь. Но, превращенная в произведение искусства, история личности Достоевского становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечеловеческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый из нас узнаёт свою судьбу. Писатель изображает трёх братьев, как духовное единство. Это - соборная личность в тройственной своей структуре: начало разума воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; начало чувства представлено Дмитрием: в нём "сладострастье насекомых" и вдохновение эроса; начало воли, осуществляющей себя в деятельной любви, как идеал, намечено в Алёше. Братья связаны между собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность - карамазовская стихия - показана в отце Фёдоре Павловиче. Всякая человеческая личность несёт в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть сводный брат Смердяков: он их воплощенный соблазн и олицетворённый грех.

Композиция произведения

Так в художественные символы романа автор вписывает своё учение о личности. Конфликты сознания переходят в борьбу страстей и в "вихри событий".

Концепцией соборной личности определяется построение произведения. Все творения Достоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой "Карамазовых" - три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются параллельно, но в божественном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление.

Не только Иван со своей идеей "всё позволено", не только Дмитрий в своём безудержье страстей, но и "тихий мальчик" Алёша - ответственны за смерть отца. Все они сознательно или неосознанно желали его смерти; и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно, Алёша - пассивно. Он знал и допустил, мог спасти отца и не спас. Общее преступление братьев влечёт за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван - распадением личности и явлением чёрта, Алеша страшным, духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

Линия сюжетного повествования появилась и сформировалась у автора после того, как он познакомился с Ильинским, который на тот момент пребывал в тюрьме, а автор узнаёт, что отбывает наказание он по ошибке, поэтому в черновиках романа упоминается фамилия Ильинского.

"Братья Карамазовы" - является итогом, чертой всей жизни самого Достоевского. Он объединяет здесь впечатления, которые остались у него с детства, но при этом он говорит о том, что пережил в последние годы своей жизни.

Дмитрий, Роман и Алексей - это три стадии становления самого автора. Он на примере героев показывает, какие стадии он был вынужден пережить сам. Структура романа сложная и многоплановая, автор строит её на прочном основании. Сами события в повествовании разворачиваются за две недели, но это короткое время вмещает в себя столько идей и столкновений, которые могли бы стать основой настоящего конфликта и драмы.

Основные события вмещаются в промежуток между судебными процессами, один вершится над Зосимой, второй над Карамазовым Дмитрием. Последовательность является символичной, писатель показывает, как начинается падение его героев, как они пренебрегают своим духовным состоянием, то, как они доходят до преступления, которое было совершено.

                             Образ Грушеньки из романа "Братья Карамазовы"
Образ Грушеньки из романа "Братья Карамазовы"

Автор делит роман на 12 частей, первые две являются вступительными, в третьей он рассказывает об отрицательных героях. В четвёртой части мы знакомимся с положительными персонажами.

И только в пятой части становится ясно, кто является ключевыми персонажами повествования. Достоевский подвергает сомнению их моральные убеждения, проверяет их на прочность, задаёт разные условия.

И только в конце мотивы главных героев оценивает окружающее общество. Писатель старается проникнуть в самое глубокое место своих главных персонажей, показать, какие мотивы существуют внутри каждого из них.

Несмотря на противоречия, сомнения и терзания, каждый принимает собственное решение, которое приводит к определённым поступкам. Автор использует разные изобразительные средства, от монологов до исповедей, желании рассказать другому о своих переживаниях, показать окружающим, как на самом деле выглядят переживания внутри человека и как они проявляются снаружи.

Когда вы уходите с моей страницы без лайков, в мире увеличивается количество грустных котиков!)