Найти тему
Crazyrabbit_game

Как выбрать настольную игру

Оглавление

Данная статья больше предназначена для людей, которые уже прошли самый начальный этап вступления в сей прекрасный мир картона и эмоций. Поэтому слово новичок прошу рассматривать с этой точки зрения. Для самых начинающих будет сделана отдельная статья со списком игр — gateway, которые помогут вам проще влиться.

Хороший словарь терминов для настольного мира: https://boardgame.top/articles/312-leksikon.html

Сейчас очень много новичков в мире настольных игр. Куда податься, что смотреть – кого слушать.. Столько мнений, столько всего красивого, на одну игру можно найти как куча положительных, так и отрицательных отзывов, либо много положительных и мало отрицательных и наоборот. Так что же нам делать? Я постараюсь ответить в этой статье на данный вопрос.

Первое, что хочется сказать – слушайте только себя. Но как же это сделать, когда ты даже не знаешь чего хочешь?)

Сразу скажу – я не отношу к настольным играм ККИ ( коллекционные карточные игры ), Патигеймы, Ваху ( вархаммер ), соло игры., сюда же отправим ДнД и им подобные. Можно спорить об этом вечно, это настольные игры, но совсем другая ветка их развития. Их оценка и интерпретация требуют совершенно другой статьи.

Давайте, гипотетически представим, что перед нами игра «настолочка» и миниатюры в ней классные, и красиво так все разрисовано, аж завораживает, но кошелек у нас не бездонный и время не безгранично и учиться на собственных ошибках хотелось бы поменьше ( но все равно придется, как по другому слушать то себя?) ).

Начинаем анализ – сначала идем на сайт tesera.ru и выясняем, как же называется наша игра на англ. Языке. Нашли «boardgamalka» (гипотетически!). Далее находим нашу игру, используя иностранное название, на сайте bgg ( boardgamegeek.com )

Мы увидим такую таблицу:

Анализируем: в зеленом ромбе – средний рейтинг из 7700 голосовавших ( 7.7K Ratings – означает количество проголосовавших ) .

Примечание: если рейтинг маленький, а количество проголосовавших 100 человек или около того - делаем вывод, игра новая, и судить о ней по отзывам пока очень рано.

Опускаемся ниже. 2-4 Players, Community: 2-4 – Best: 3. Жирным выделено количество игроков, обозначенных на коробке. А ниже уже, каким составом играют люди. И Best – лучшее число игроков для данной игры по мнению большинства.

Правее – сколько минут обычно длится партия ( на первый раз смело закидываем +30-50%).

Возраст – не обращаем внимание, если не 18+ - то подходит для любого возраста от 8 лет.

Weight – это вес игры. Насколько она сложна в понимании и глубине. Это не говорит, что будут огромные правила ( либо короткие ). Данную цифру нужно считать так – насколько вы должны быть прокачены в навыке, чтобы полностью понять игру и раскрыть ее полный потенциал. Чем он выше – тем более глубокая игра. Часто ( но не всегда ) работает правило — чем выше вес, тем сложнее понять весь смысл хода и его последствий, больше нюансов надо держать в голове.

Отлично, мы посмотрели сухие цифры и порадовались им. Теперь нужно понимание. Во-первых, большинство людей, которые сидят на сайте бгг – это гики. Кто это такие? Это люди, чрезвычайно увлеченные настольными играми, разбирающимися в них. Не зря в РФ ходит мнение, что рейтинг бгг не работает для нас. Ибо у нас большинство людей – это семьи и/либо новички.

Как понимать в итоге, этот рейтинг? Если он выше 7 – значит в игре все хорошо, не нашли почти никаких минусов. Игру будет интересно проходить и играть.

Если он 6-7 – то игра, в целом, неплохая. Но, если вы гик – можете не захотеть ее раскладывать еще раз.

Если ниже 6 – игра ломаная. В ней есть куча недостаков. НО!!! Чтобы найти эти недостатки при любом рейтинге – вам придется сыграть не одну партию, разобрать игру по пополочкам и вывернуть наизнанку. Если вы начинающий игрок – то, что игра ломаная, вы вряд ли поймете в ближайшее будущее)

Отсюда вывод – какой бы не был рейтинг, «кайфануть от игры» вам не помешает ничего.

Далее, задумываемся – важен ли нам мир игры? Кому-то не нравится космос, кому-то не интересны зверушки, кто-то не переваривает мрачные темы. Если рейтинг выше 7 – то скорее всего, независимо от того, какой мир – вам она может понравиться. Если ниже 6 и вы не фанат темы, то вряд ли вам все зайдет. Очень много игр делается просто для фанатов, которые «кушают» и радуются любой теме, которая их интересует. Фанат – «кайфанет» в этом случае, вы – не думаю.

Теперь смотрим на механики и размышляем. А есть ли такие вещи в играх, которые вам категорически не нравятся? Например, кому-то не нравится колодострой, кому-то контроль территорий. Но, если честно, скорее всего вам не эти механики не нравятся – а то, как они реализованы и переплетаются друг с другом. Современные игры редко сочетают в себе только одну механику. Механик и их «подвариаций» очень много. Имхо, это не особо важная информация, и если вам не понравилась какая-либо механика – виновата ее реализация.

Высокий рейтинг говорит о качественном переплетении механик. Костыль - доработка в правилах игры. Иногда бывает так, что требуется внедрить какое-либо исправление в игру, которое, как кажется вводящим такие исправления, улучшает игру. Бывает субъективным и объективным ( взято из словаря, ссылка вверху ). Далеко не всегда он красиво вплетается в игру или выглядит естественно. Как правило, костылем обзывают введенную механику, которая как-будто насильно засунута в игре и неестественным образом переплетается с другими механиками.

Игры с низким рейтингом, если вам не близок ее мир – не стоит рассматривать. Например, вы не любите фэнтези или огнестрельное оружие.

Далее – конфликтность. Какое есть взаимодействие между игроками. Например, многие не могут переносить игру на реал. Начинают обижаться, либо не умеют вести дипломатию и вовремя предавать. Я не понимаю, например, игры – где каждый копается в своем планшете и наличие другого игрока ведет больше соревновательный характер, нежели чем обязательный. С таким успехом вы можете каждый раз себя обыгрывать и вам не нужен соперник для этого. Но и тут есть исключения – порой игры почти без взаимодействия заходят любым игрокам. В частности, для меня это был «Лондон». Тут можно привести яркий пример – бег на дистанцию и хоккей. В хоккее у нас ярое взаимодействие, а может быть даже «по роже дадут». Адреналина море, переживания, каждый твой вдох важен для команды. Ту же бурю мы можем переживать в играх на контроль территорий и дипломатию. Когда одной битвой мы можем лишиться всех своих войск, а из-за предательства союзника попрощаться с победой. Но стоит ли винить человека, что он вас предал? А может стоит посмотреть под другим углом? Как заключают миры в наше время страны? Есть ядерное оружие? О да, все, мы не нападаем друг на друга. Нет ядерного? Ну нет, мы же хорошие – мы не нападем. Времена не те.. ОГОГО! Да мы нашли у вас пробирку с ураном! Вы изготавливаете ядерное оружие? Мы вам не дадим! Сами виноваты..Прошло 5 лет..упс..то видео было сфабрикованным, простите нас) с кем не бывает?) Так и в игре, союз союзом, но победитель будет один) Не забывайте прикрывать свои тылы. Союзник будет вашим союзником, пока вы сильны, или оба слабы. А теперь про бег на дистанцию ( игры без или почти без взаимодействия ). Бывает массовый забег – когда бегут несколько человек, а бывает по одному. Результат один – выиграет тот, у кого лучше время. Но пробежишь ты лучше и интереснее тогда, когда впереди тебя будут чьи то пятки и ты будешь всем сердцем хотеть их догнать и перегнать.

Так вот, чтобы понять уровень конфликтности – стоит посмотреть видео с геймплеем игры ( для более уверенных игроков лучше почитать правила). Любая возможность повлиять одного игрока на ход другого игрока, либо кардинально изменить планы соперника – говорит о конфликтности. Готовы к бурлению крови в своем теле или вам нужно спокойное времяпровождение, чтобы не лишиться на ночь сладенького – решать вам!

К конфликтности можно отнести и жанр ( точнее, наоборот ) – но, лично мое мнение, уже особо не стоит обращать внимания на жанры. Современные игры являются сочетанием как механик так и жанров. Про жанры неплохо написано тут - https://valimo.ru/tipy-nastolnykh-igr.

Вот на что стоит явно обратить внимание – это на уровень удачи в игре. Например, шахматы – уровень удачи отсутствует полностью. Все зависит только от вас. Рулетка в казино…объяснять, думаю, не надо). Но наличие «удачи» в игре не делает ее плохой или хорошей для любых типов игроков. А вот наличие хорошего или плохого рандома ( рандом – от англ. Random – случайный ) – делает. Что же это такое за зверь? Контролируемый рандом, или процент случайности ( теория вероятности ), который мы можем заложить в нашу стратегию – это приятные и интересные механики. А вот абсолютно бесконтрольный рандом – это игры «под пивко». Кинь, двинь, брось. Ничему нас не учат и ничего хорошего мы из них не почерпнем. Степень важности наличия «удачи» в игре каждый игрок решает сам. Опять же, анализировать это стоит после просмотра видео или внимательной читки правил. Имхо,рандом помогает нам весьма сильно разнообразить наши правила, постоянно меняя нашу тактику. Тогда как его отсутствие, превращает в очень интересную версию шахмат с новыми правилами.

По-моему мнению, это самые важные аспекты настольных игр, которые должны влиять на выбор. Но не забывайте самое главное – играть вам предстоит с другими людьми. И если вы не учтете их пожелания при выборе – то как бы вам не нравилась игра – она пойдет на полку. Так же, большинство игр раскрывается при определенном составе участников. Далеко не всегда игра на 2-4 игрока отлично играется на 4 ( война кольца ). Как и наоборот, взять тот же тикет ту райд, например, поиграйте в него в 5 и в 2. На 2 – обычная игра, носит только соревновательный характер. И сыграйте на 5… А есть и другие примеры ( сундук войны ) – когда игра на 2 и на 4 - это абсолютно разные игры. И та и другая является интересной. Не забывайте про анализ на бгг после слова Best.

Всем приятных игр..Нет плохих игр, есть игры не для вас.

Вы ищите сказку? Она уже здесь…Анализируем: в зеленом ромбе – средний рейтинг из 7700 голосовавших ( 7.7K Ratings – означает количество проголосовавших ) .

Опускаемся ниже. 2-4 Players, Community: 2-4 – Best: 3. Жирным выделено количество игроков, обозначенных на коробке. А ниже уже, каким составом играют люди. И Best – лучшее число игроков для данной игры по мнению большинства.

Правее – сколько минут обычно длится партия ( на первый раз смело закидываем +30-50%.

Возраст – не обращаем внимание, если не 18+ - то подходит для любого возраста от 8 лет.

Weight – это вес игры. Насколько она сложна в понимании и глубине. Это не говорит, что будут огромные правила ( либо короткие ). Данную цифру нужно считать так – насколько вы должны быть прокачены в навыке, чтобы полностью понять игру и раскрыть ее полный потенциал. Чем он выше – тем более глубокая игра.

Отлично, мы посмотрели сухие цифры и порадовались им. Теперь нужно понимание. Во-первых, большинство людей, которые сидят на сайте бгг – это гики. Кто это такие? Это люди, чрезвычайно увлеченные настольными играми, разбирающимися в них. Не зря в РФ ходит мнение, что рейтинг бгг не работает для нас. Ибо у нас большинство людей – это семьи и/либо новички.

Как понимать в итоге, этот рейтинг? Если он выше 7 – значит в игре все хорошо, не нашли почти никаких минусов. Игру будет интересно проходить и играть.

Если он 6-7 – то игра, в целом, неплохая. Но, если вы гик – можете не захотеть ее раскладывать еще раз.

Если ниже 6 – игра ломаная. В ней есть куча недостаков. НО!!! Чтобы найти эти недостатки при любом рейтинге – вам придется сыграть не одну партию, разобрать игру по пополочкам и вывернуть наизнанку. Если вы начинающий игрок – то, что игра ломаная, вы вряд ли поймете в ближайшее будущее)

Отсюда вывод – какой бы не был рейтинг, «кайфануть от игры» вам не помешает ничего.

Далее, задумываемся – важен ли нам мир игры? Кому-то не нравится космос, кому-то не интересны зверушки, кто-то не переваривает мрачные темы. Если рейтинг выше 7 – то скорее всего, независимо от того, какой мир – вам она может понравиться. Если ниже 6 и вы не фанат темы, то вряд ли вам все зайдет. Очень много игр делается просто для фанатов, которые «кушают» и радуются любой теме, которая их интересует. Фанат – «кайфанет» в этом случае, вы – не думаю.

Теперь смотрим на механики и размышляем. А есть ли такие вещи в играх, которые вам категорически не нравятся? Например, кому-то не нравится колодострой, кому-то контроль территорий. Но, если честно, скорее всего вам не эти механики не нравятся – а то, как они реализованы и переплетаются друг с другом. Современные игры редко сочетают в себе только одну механику. Механик и их «подвариаций» очень много. Имхо, это не особо важная информация. Если вам не понравилась какая-либо механика – виновата реализация ее.

Высокий рейтинг говорит о качественном переплетении механик. Что такое «костыль»? Это когда можно исключить какую-либо часть игры и на ней это особо никак не отразится.

У игры с низким рейтингом, если вам не близок ее мир – не стоит ее рассматривать. Например, вы не любите фэнтези или огнестрельное оружие.

Далее – конфликтность. Какое есть взаимодействие между игроками. Например, многие не могут переносить игру на реал. Начинают обижаться, либо не умеют вести дипломатию и вовремя предавать. Я не понимаю, например, игры – где каждый копается в своем планшете и наличие другого игрока ведет больше соревновательный характер, нежели чем обязательный. С таким успехом вы можете каждый раз себя обыгрывать и вам не нужен соперник для этого. Но и тут есть исключения – порой игры почти без взаимодействия заходят любым игрокам. В частности, для меня это был «Лондон». Тут можно привести яркий пример – бег на дистанцию и хоккей. В хоккее у нас ярое взаимодействие, а может быть даже «по роже дадут». Адреналина море, переживания, каждый твой вдох важен для команды. Ту же бурю мы можем переживать в играх на контроль территорий и дипломатию. Когда одной битвой мы можем лишиться всех своих войск, а из-за предательства союзника попрощаться с победой. Но стоит ли винить человека, что он вас предал? А может стоит посмотреть под другим углом? Как заключают миры в наше время страны? Есть ядерное оружие? О да, все, мы не нападаем друг на друга. Нет ядерного? Ну нет, мы же хорошие – мы не нападем. Времена не те.. ОГОГО! Да мы нашли у вас пробирку с ураном! Вы изготавливаете ядерное оружие? Мы вам не дадим! Сами виноваты..Прошло 5 лет..упс..то видео было сфабрикованным, простите нас) с кем не бывает?) Так и в игре, союз союзом, но победитель будет один) Не забывайте прикрывать свои тылы. Союзник будет вашим союзником, пока вы сильны, или оба слабы. А теперь про бег на дистанцию ( игры без или почти без взаимодействия ). Бывает массовый забег – когда бегут несколько человек, а бывает по одному. Результат один – выиграет тот, у кого лучше время. Но пробежишь ты лучше и интереснее тогда, когда впереди тебя будут чьи то пятки и ты будешь всем сердцем хотеть их догнать и перегнать. Посмотрите видео – спортсмен и тренер. Когда тренер пускает пулю в спину -)

Так вот, чтобы понять уровень конфликтности – стоит посмотреть видео с геймплеем игры ( для продвинутых игроков лучше почитать правила. Легко понять по правилам, где можно и как подрезать друг у друга или подставить ). Любая возможность повлиять одного игрока на ход другого игрока, либо кардинально изменить планы соперника – говорит о конфликтности. Готовы к бурлению крови в своем теле или вам нужно спокойное времяпровождение, чтобы не лишиться на ночь сладенького – решать вам!

К конфликтности можно отнести и жанр ( точнее, наоборот ) – но, лично мое мнение, уже особо не стоит обращать внимания на жанры. Современные игры являются сочетанием как механик так и жанров. Про жанры неплохо написано тут - https://valimo.ru/tipy-nastolnykh-igr.

Вот на что стоит явно обратить внимание – это на уровень удачи в игре. Например, шахматы – уровень удачи отсутствует полностью. Все зависит только от вас. Рулетка в казино…объяснять, думаю не надо). Но наличие «удачи» в игре не делает ее плохой или хорошей для любых типов игроков. А вот наличие хорошего или плохого рандома ( рандом – от англ. Random – случайный ) – делает. Что же это такое за зверь? Контролируемый рандом, или процент случайности ( теория вероятности ), который мы можем заложить в нашу стратегию – это приятные и интересные механики. А вот абсолютно бесконтрольный рандом – это игры «под пивко». Кинь, двинь, брось. Ничему нас не учат и ничего хорошего мы из них не почерпнем. Степень наличия «удачи» в игре каждый игрок решает сам. Опять же, анализировать это стоит после просмотра видео или внимательной читки правил. Имхо,рандом помогает нам весьма сильно разнообразить наши правила, постоянно меняя нашу тактику. Тогда как его отсутствие, превращает в очень интересную версию шахмат с новыми правилами.

По-моему мнению, это самые важные аспекты настольных игр, которые должны влиять на выбор. Но не забывайте самое главное – играть вам предстоит с другими людьми. И если вы не учтете их пожелания при выборе – то как бы вам не нравилась игра – она пойдет на полку. Так же, большинство игр раскрывается при определенном составе участников. Далеко не всегда игра на 2-4 игрока отлично играется на 4 ( война кольца ). Как и наоборот, взять тот же тикет ту райд, например, поиграйте в него в 5 и в 2. На 2 – обычная игра, носит только соревновательный характер. И сыграйте на 5… А есть и другие примеры ( сундук войны ) – когда игра на 2 и на 4 - это абсолютно разные игры. И та и другая является интересной. Не забывайте про анализ на бгг после слова Best.

Всем приятных игр..Нет плохих игр, есть игры не для вас.

Вы ищите сказку? Она уже здесь…