Найти тему
Основной аэродром

📅 Акулоподобный палубный истребитель Crusader III и первый полёт Игоря Сикорского. «День в истории авиации» №75 (31 мая—6 июня)

Оглавление

Американский самолёт с «подъёмным фюзеляжем», транспортник-бомбардировщик от Armstrong Whitworth Aircraft, высотный метеорологический разведчик Марселя Рока и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

31 мая

31 мая 1989 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Jaffe/Swearingen SA-32T Turbo Trainer. /США/

Инженер-авиаконструктор из Техаса Эдвард Свиринген (Edward "Ed" Swearingen) в 1984 году разработал лёгкий поршневой самолёт для домашней сборки Swearingen SX-300. Его характеристики заинтересовали компанию Jaffe Aircraft Corporation. В 1988 году она предложила Свирингену разработать на базе SX-300 турбовинтовой учебный самолёт, получивший обозначение Jaffe/Swearingen SA-32T.

SA-32T представлял собой двухместный низкоплан с убирающимся шасси. Оснащался турбовинтовым двигателем Allison 250-B17D (420 л.с.) Максимальная скорость — 534 км/ч. Дальность полёта — 1778 км.

После первого полёта самолёт показали на авиасалоне Ле Бурже в Париже. SA-32T предложили ВВС США (для замены устаревших Cessna T-37 Tweet), а также ФРГ и Турции. Но, несмотря на отличные лётные характеристики и манёвренность, самолёт никого не заинтересовал и остался построенным в единственном экземпляре.

1 июня

1 июня 1961 года — первый полёт транспортного самолёта Bréguet Br.941. /Франция/

Луи Шарль Бреге (Louis Charles Breguet) в конце 1940-х годов предложил концепцию самолёта укороченного взлёта и посадки с т.н. крылом с обдувом. Концепция была отработана на опытном Br.940 Integral. А в феврале 1960 года Министерство авиации Франции заказало Bréguet Aviation разработку полноценного самолёта Br.941.

Это был высокоплан с развитой механизацией крыла и убираемым шасси. Оснащался 4 × турбовинтовыми двигателями Turbomeca Turmo IIID (1501 л.с.) Струя винтов обдувала всё крыло, что создавало дополнительную подъёмную силу. Крейсерская скорость — 400 км/ч, дальность полёта — 1000 км. Брал на борт 57 пассажиров или 40 солдат.

Серийное производство ограничилось 4 самолётами Br.941S для французских ВВС. Попытки продать лицензию на производство компании McDonnell-Douglas (США) успехом не увенчались. Самолёты были выведены из эксплуатации в 1974 году, два из них сохранилось в музеях.

2 июня

2 июня 1958 года — первый полёт палубного истребителя Vought XF8U-3 Crusader III. /США/

Ещё до принятия на вооружение истребителя F-8 Crusader инженеры Chance Vought начали работу над его преемником. Проект XF8U-3 Crusader III стартовал в 1955 году, когда ВМФ США заказал постройку 3 прототипов в рамках конкурса на дальний палубный перехватчик с максимальной скоростью 2 МАХа.

Он представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и дополнительными складывающимися килями в задней части фюзеляжа. В полёте Crusader III напоминал акулу. Двигатель Pratt & Whitney J75-P-5A с тягой 131 кН на форсаже позволял развить скорость до 2 928 км/ч. Дальность полёта — 1040 км. Вооружение — 7 × ракет «воздух-воздух» (+ планировали установить 4 × 20-мм пушки Colt Mk 12).

Хотя самолёт и показал себя хорошо на испытаниях, победителем конкурса стал McDonnell Douglas F-4 Phantom II — «Фантом» оказался лучше по боевой нагрузке. Успели построить 5 прототипов XF8U-3. 3 из них позже использовались NASA в различных исследованиях. Но в начале 1960-х годов все самолёты утилизировали.

3 июня

3 июня 1910 года (по старому стилю) — первый полёт аэроплана БиС-2. /Российская империя/

В 1909 году студент Игорь Сикорский привёз из поездки во Францию 2 авиационных мотора Anzani. Вместе со своим другом Фёдором Былинкиным они строят сначала аэросани, а затем, в апреле 1910 года, и самолёт БиС-1. Он не смог взлететь, но дал молодым инженерам бесценный опыт. Уже через 2 месяца они построили свой второй аэроплан — БиС-2.

Это был типичный для тех лет биплан с колёсным шасси. В отличие от БиС-1, на БиС-2 установили более мощный двигатель Anzani в 25 л.с., вращавший тянущий винт. Также усилили всю конструкцию.

Первый полёт БиС-2 (и первый самостоятельный полёт Сикорского) длился всего 12 секунд. Аэроплан поднялся на высоту 1,5 м и преодолел 200 м. Он стал вторым самолётом, разработанным в Российской империи, который смог взлететь. БиС-2 мог летать только по прямой — для манёвров не хватало мощности двигателя. В одном из полётов самолёт разбился, успев суммарно провести в воздухе всего лишь 8 минут.

4 июня

4 июня 1935 года — первый полёт бомбардировщика/транспортника Armstrong Whitworth A.W.23. /Великобритания/

Опубликованная в 1931 году спецификация C.26/31 британского авиационного министерства описывала требования к самолёту двойного назначения — бомбардировщику и транспортнику. Проекты на конкурс представили 4 компании. Среди них была и Armstrong Whitworth Aircraft со своим A.W.23.

A.W.23 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси (впервые на самолётах Armstrong Whitworth). Устанавливались 2 × двигателя Armstrong Siddeley Tiger VI (810 л.с.) Максимальная скорость — 261 км/ч, дальность полёта — 1270 км. Планируемое вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта Lewis + до 907 кг бомб.

Испытания показали ненадёжность двигателей, поэтому победителем конкурса стал Bristol Bombay. А единственный построенный A.W.23 использовался для экспериментов по заправке в воздухе и стал основой для более совершенного бомбардировщика AW.38 Whitley.

5 июня

5 июня 1930 года — первый полёт транспортного самолёта Uppercu-Burnelli UB-20. /США/

Конструктор Винсент Бурнелли (Vincent Burnelli) в начале 1920-х годов предложил концепцию т.н. «подъёмного фюзеляжа» — фюзеляж был выполнен воедино с крылом, что позволяло создавать дополнительную подъёмную силу. В 1929 году, основав совместно с бизнесменом Инглисом Апперку (Inglis Uppercu) компанию Uppercu-Burnelli Aircraft Corporation, Бурнелли приступает к работе над самолётом UB-20.

Это был цельнометаллический высокоплан с неубираемым шасси и двухбалочным хвостовым оперением. Оснащался 2 × двигателями Packard 2500 (750 л.с.) Максимальная скорость — 266 км/ч, дальность полёта — 1600 км. Брал на борт до 16 пассажиров.

Интереса Uppercu-Burnelli UB-20 не вызвал и в серийное производство не пошёл. Единственный построенный самолёт участвовал в рекламных полётах, например — перевозя автомобиль Ford на внешней подвеске.

6 июня

6 июня 1946 года — первый полёт экспериментального высотного самолёта SNCAC NC.3021 Belphégor. /Франция/

В середине Второй мировой войны конструктор компании Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Centre (SNCAC) Марсель Рока (Marcel Roca) начал разрабатывать высотный самолёт для метеорологических и аэродинамических исследований. Постройка полноценного прототипа, получившего обозначение NC.3021 Belphégor (имя демона из средневековых мистерий), началась лишь после освобождения Франции.

NC.3021 представлял собой цельнометаллический среднеплан с герметической кабиной на 3 человек. Устанавливался двигатель Daimler-Benz DB 610A (2950 л.с.) Максимальная скорость — 560 км/ч, высота полёта — до 13000 м. Топлива хватало на 4 часа полёта.

Belphégor был построен в единственном экземпляре, который испытывался до 1947 года. Результаты испытаний были неудовлетворительными из-за ненадёжного и часто перегревающегося двигателя. Проект был закрыт после прекращения финансирования.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории