Найти тему

Китайское правительство стремилось использовать кибершпионаж для получения экономических преимуществ для своих госпредприятий

ГЛАВНЫЙ ЛЬСТЕЦ

Так же, как внутренняя политика часто определяется эмоциями и чувствами, сфера международных отношений тоже. Для Си Цзиньпина главной задачей было донести до мира два разных послания. Во-первых, что Китай становится сильнее, имеет право на то, чтобы к нему относились более серьезно, и заслуживает места за основным столом для любых дискуссий по вопросам экономики, безопасности или управления. Но во-вторых, сила Китая на благо всех; что он ценит и стремится к взаимовыгодным отношениям с остальным миром и никому не угрожает. Бывают случаи, когда сообщение Китая скользит от первого ко второму, а затем снова обратно. Это делает его весьма неоднозначным, и его послание часто трудно точно интерпретировать.

Тем не менее, в великих внешнеполитических нарративах Си в центре внимания всегда была взаимность. Возвращаясь к требованиям многополярности в мире, начиная с 1990-х годов, Китай подчеркнул свое смирение и сосредоточение только на тех вещах, которые для него важны.

Для Си Китаю важно донести идею отношений великих держав или цивилизационного партнерства, потому что они несут идею о том, что Китай равен своим основным собеседникам, а не лучше и не хуже. Однако этот дружелюбный тон в некоторых местах интерпретируется как неискренний, как мы увидим позже в этой книге. Многие считают, что за этим скрываются амбиции Китая еще больше отстаивать свои ценности и интересы на мировой арене.

Во многих смыслах говорить о едином «китайском взгляде» на внешний мир - это фикция. Вместо этого существует несколько взглядов, и они распределены по всем группам, о которых говорилось ранее в этой главе. В оставшейся части книги мы подробно рассмотрим конкретные области, пытаясь понять, что отношения с этими группами могут означать для Китая. Си Цзиньпин призвал своих официальных лиц и коллег-лидеров «рассказывать Китайскую историю, и рассказывайте ее хорошо »вскоре после его назначения генеральным секретарем. Этот рассказ о Китае, о том, что Китай значит для мира и мир для Китая, будет предметом остальной части этой книги. Первая часть этой истории, о которой я расскажу в следующей главе, - это выяснить, как Соединенные Штаты фигурируют в умах и сердцах современного китайского народа и его лидеров.

3.КИТАЙ И США - КОНЕЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮБОВЬ-НЕНАВИСТИ

Идут почти под руку, как лучшие друзья Си Цзиньпин и Президент Обама. Провели они более девяти часов в беседе на июньском саммите 2013 года в Саннилендсе, на западном побережье США. То, что новый лидер Китая, вопреки протоколу, должен был потратить время, чтобы пересечь Тихий океан, чтобы наладить отношения с лидером Соединенных Штатов, было лишь одним из многих явных доказательств того, что если действительно существует `` особый '' союз. В двадцать первом веке он был не между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами (соединение, которое носило это описание на протяжении десятилетий, несмотря на то, что никто в Лондоне или Вашингтоне не знал точно, что это означает), а между Соединенными Штатами и Китаем.

В прошлом десятилетии их называли G2, они являются важными партнерами в будущем глобальном процветании и безопасности.

Ирану пришлось привлечь их обоих, чтобы добиться успеха. Отсутствие того или другого (а иногда и того и другого) практически сразу снижает актуальность любого международного соглашения.

Тем не менее, как отмечают многие, отношения между Соединенными Штатами и Китаем загрязнены недоверием, раздробленностью и напряженностью. Всего через год после теплой встречи Си и Обамы Федеральное Бюро расследований (ФБР) выдвинуло беспрецедентное официальное обвинение против пяти чиновников китайской НОАК, обвинив их в преступлениях кибершпионажа.

Язык, использованный в официальном пресс-релизе, объявляющем обвинения, пришел с другой планеты, нежели чем теплые слова, которые характеризовали отношения двух президентов, когда они вместе гуляли по полям для гольфа в Калифорнии, как это цитируется бывшим директором ФБР Джеймсом Б. Коми:

Слишком долго китайское правительство явно стремилось использовать кибершпионаж для получения экономических преимуществ для своих государственных предприятий [:] Обвинительное заключение, объявленное сегодня, является важным шагом. Но жертв гораздо больше, и многое еще предстоит сделать. Благодаря нашим уникальным органам по уголовным делам и национальной безопасности мы продолжим использовать все имеющиеся в нашем распоряжении правовые инструменты для противодействия кибершпионажу из всех источников. 1

Эти два события, которые произошли всего за 12 месяцев, иллюстрируют весь спектр отношений между США и Китаем и их сложность. Корни этой сложности частично связаны с явными политическими и культурными различиями между двумя странами, но также и с их зачастую мучительной и сложной историей. Даже до

Инаугурации Дональда Трампа в январе 2017 года, эта сложность вновь обострилась, когда он ответил на телефонный звонок от Цай Инь-вэня, президента Китайской Республики на Тайване - месте, которое Соединенные Штаты Америки даже не признавали с 1979 года. Это вызвало потрясения в Китае и во всем мире, демонстрируя, спустя почти полвека после сближения Никсона, какой потенциал еще существует в отношениях для напряженности и столкновений.