Найти тему
Фантастоведение

Жизнь на Европе в описании фантаста Артура Кларка

Рубрика «Образ инопланетян в фантастике»: форма жизни на юпитерианском спутнике Европа из научно-фантастического романа «2010: Одиссея Два»

Концепт-арт к фильму «Бездна». Художник Мёбиус
Концепт-арт к фильму «Бездна». Художник Мёбиус

Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики!

Предположение о возможном существовании подо льдом Европы жизни ученые выдвинули еще в 70-х годах прошлого века, когда появились научные сведения, переданные из системы Юпитера автоматическими межпланетными станциями.

Современная модель внутреннего строения Европы указывает на существование под коркой льда глобального океана из жидкой соленой воды, глубиной, по некоторым данным, до 150 километров.

Именно наличие жидкой воды с «правильным» химическим составом, а также активная геотермальная активность, вызванная, в том числе гравитационным воздействием планеты-гиганта, делают далекую луну оплотом надежд на обнаружение очага внеземной жизни.

Тему о возможном существовании подо льдом Европы жизни не обошел стороной великий писатель-фантаст Артур Кларк.

В научно-фантастическом романе «2010: Одиссея Два» одна из сюжетных линий произведения повествует о высадке китайских тайконавтов на юпитерианскую луну Европу.

Чтобы победить в гонке до Юпитера, руководство КНР пошло на крайне рискованную авантюру. Космический корабль «Цянь» совершил стремительный бросок через Солнечную систему, израсходовав на разгон девяносто процентов имеющегося топлива. Цель была достигнута: советско-американская экспедиция на корабле «Космонавт Алексей Леонов» значительно отстала. Но на возвращение к Земле топлива у «Цяня» не осталось.

Пополнить баки планировалось на Европе, разложив электролизом добытую воду на водород-топливо и кислород-окислитель.

Местом посадки выбрали небольшое каменистое плато у свежего разлома ледяной коры, в котором вода подходила максимально близко к поверхности. Пять отважных тайконавтов развернули оборудование и приступили к добыче главной жидкости во Вселенной.

С борта подлетающего к Юпитеру «Леонова» внимательно следили за радиотрансляциями китайцев.

Неожиданно сигнал с поверхности Европы пропал, затих даже радиомаяк корабля. Многое указывало на возникновение непреодолимой стихийной силы, приведшей к гибели «Цяня».

Потянулись долгие часы ожидания в бесплодных попытках связаться с китайским экипажем. Внезапно радиоэфир прорезал человеческий голос, тихий, словно из далека, приглушаемый треском помех. Передача велась с поверхности Европы, говорил один из членов экипажа по имени Руперт Чанг. Именно он поведал советско-американскому экипажу о трагедии корабля «Цянь» и о встреченной на спутнике Юпитера форме жизни.

Из фрагментов обрывчатого рассказа тайконавта можно составить описание европианского живого существа.

Дерево баньян
Дерево баньян

Проломив тонкую корку льда, на поверхность выбралось громадное существо, морфологически не похожее ни на одно из известных людям животное. Тайконавт Чанг для описания его облика использовал сравнение с деревом баньян (баниан) с его многочисленными стволами и широкой кроной.

Порожденное в условиях океанской пучины, существо на грунте под тяжестью телес распласталось, будто громадное поле водорослей, и поползло. Двигалось оно довольно медленно, человек неспешной походкой легко бы обогнал.

Лютый холод в минус сто пятьдесят градусов подмораживал мокрые отростки-веточки, которыми существо гребло, они подламывались, оставляя в борозде след из собственной плоти.

Медленно, но неумолимо, чудовище подползло к «Цяню», сверкающему яркими огнями подобно новогодней ёлке. Вздыбилось вровень с многометровым кораблем и навалилось на него всей массой. Опоры прогнулись и «Цянь» рухнул. Корпус корабля расплющился, выпустив тугие струи воздуха и белое облачко замерзшего пара. Прожекторы погасли.

Руперт Чанг наблюдал за происходящим со стороны, он единственный из товарищей, кто не находился в корабле. Тайконавт остался в полном одиночестве, замерев в оцепенении от осознания последствий случившегося, под фонарем с тысячеваттной лампой – самым ярким локальным источником света в окружающем мире.

Существо отделилось от обломков «Цяня» и подползло к Чангу, охватив его правильным кольцом, и затихло. Человек даже подумал, что оно полностью замерзло, как вдруг с чудищем стали происходить причудливые метаморфозы. Словно при многократно ускоренной съемке на «веточках» стали набухать бутоны и распускаться цветы с яркими лепестками. Они тут же опадали и трепыхались на грязном льду словно рыба, выброшенная на берег. Тайконавт понял, что стал свидетелем процесса рождения, цветы – это личинки существа с яркими лепестками-плавниками.

Чанг протянул руку, чтобы дотронуться до существа, но оно резко отпрянуло, не позволив прикоснуться. Китаец обратил внимание, что за его движениями пристально наблюдают множество, как он выразился, тычинок, оканчивающихся яркими голубыми пятнышками. Существо замерзало, тычинки поникали, а пятнышки-глазки тускнели.

Тайконавт со всей силы несколько раз дернул электрический кабель, питающий тысячеваттную лампу, – свет погас, погрузив мир в первозданный полумрак.

Существо не шевелилось. Чанг что было мочи пнул его, спровоцировав движение в обратном направлении к разлому. Подбадривая пинками, смелый тайконавт сопроводил европианское чудище к родной среде.

Заключительными словами профессора Руперта Чанга с поверхности Европы была просьба, чтобы это неведомое существо назвали в его честь. Связь прервалась – спутник скрылся за Юпитером.

Читайте также:

Лучшая фантастика №8: «2010: Одиссея Два»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!