Найти тему
Половинка Луны

Чем болели евнухи

Оглавление

Проблемы при самой операции - варварские методы и крайне высокая смертность

Чёрных евнухов продавали в гаремы мусульманских империй, впрочем скопцы на Востоке существовали издревле, например, мы знаем несколько знаменитых византийских евнухов. Это был очень дорогой товар – минимум в 10 раз дороже других рабов. Всё потому, что «сделать» евнуха было долгим и рискованным мероприятием.

Мальчиков могли продавать арабским торговцам их собственные родители, с надеждой, что их отпрыски получат богатство и власть, если станут евнухами. Но большинство попадали в плен во время набегов в деревни арабских охотников за головами. Их интересовали мальчики в возрасте от семи до десяти лет.

Пленников связывали вместе и вели через пустыню. Значительная их часть погибала, но прибыль от будущей продажи была настолько высока, что это стоило усилий, даже если выживал только один из десяти.

Источники указывают на два места, в которых проводились операции:

  1. Ловцы привозили их в деревню Хадья в Абиссинии. Местные жители были дикарями и не имели религии. Но они единственные, кто практиковал кастрацию ещё с 14-го века;
  2. Операции проводили коптские монахи в монастырях Гизы, Асьюта и особенно в монастыре Дар-Эль-Абиад близ Сохага в Верхнем Египте. Монахи получили взамен не только щедрое вознаграждение, но и необходимую защиту владык ислама за выполнение этой ценной функции, которую самим мусульманам выполнять не разрешалось.

В 1868 некий Халил Ага (кстати, сам евнух) основал «фабрику» оскопления в Массаве, эфиопском порту на Красном море. Он нанял итальянского врача для проведения операций и в течение 20 лет продавал кастрированных мальчиков в Египет и Константинополь. И евнух, и доктор разбогатели, потому что их бизнес подорвал монополию монахов. Доктор утверждал, что был гораздо более гуманным в своих методах.

Он терял только одного из десяти пациентов, в то время как монахи теряли 8-9

Белый османский евнух. Чаще всего это были пленники с Балкан. В источниках часто говорится о том, что белых евнухов кастрировали, но не оскопляли. С конца 16-го века белые евнухи перестают служить в женской части гарема, их заменяют африканские скопцы
Белый османский евнух. Чаще всего это были пленники с Балкан. В источниках часто говорится о том, что белых евнухов кастрировали, но не оскопляли. С конца 16-го века белые евнухи перестают служить в женской части гарема, их заменяют африканские скопцы

Описания самой процедуры, конечно, существуют, но приводить их полностью я не решаюсь. Чего стоит один факт, что кровотечение пытались останавливать кипящим маслом или горячим песком. После операции канал несколько раз вскрывали, чтобы удалить гной (по другим источникам - вставляли металлический стержень).

Гарем на прогулке. В сопровождении чёрных евнухов
Гарем на прогулке. В сопровождении чёрных евнухов

Проблемы после операции: гормональный сбой и проблемы с мочеиспусканием

Подобно евнухам Китая и русским скопцам, у османских евнухов были проблемы с мочеиспусканием. Чтобы помочиться они приседали на корточки. Зарастание уретры и недержание мочи, должно быть, были обычным явлением: одни евнухи носили серебряные иглы для самокатетеризации, другие использовали съемную пробку, чтобы предотвратить недержание. К сожалению, эти меры не всегда помогали, и многие люди, находившиеся рядом с евнухами, отмечали тот самый запах. Впрочем к служащим в султанском гареме предъявляли повышенные требования, связанные с гигиеной, чтобы, не дай Аллах, не оскорбить падишаха.

-4

Гормональный дисбаланс приводил к ожирению. И евнухов в возрасте часто описывали и изображали как уродливых, грузных и полных.

Первые медицинские наблюдения османских придворных, сделанные в 1901-м году, дали некоторое научное представление о физическом состоянии этих мужчин. Исследователи отметили, что грудь евнухов была большой и отвисшей, состояние, известное как гинекомастия. Предстательная железа атрофировалась.

-5

Во время Первой мировой войны доктор Фердинанд Вагенсейль из больницы Немецкого Красного Креста в Стамбуле ухаживал за 40-летним евнухом, который умирал от тифа. Впоследствии он изучил еще десять человек, родившихся в Эфиопии или Судане, средний возраст которых составлял 44 года, а средняя продолжительность со времени оскопления — 34 года. У большинства были проблемы с опорожнением мочевого пузыря.

-6

Профессиональные заболевания

Евнухи часто умирали молодыми от туберкулеза, поскольку не смогли адаптироваться к климату Стамбула и отсутствию условий для здоровой жизни. Возможно, это было связано с тем, что они в основном находились в помещении. Врачи отмечали, что люди, живущие и работающие вместе в замкнутых пространствах без надлежащей циркуляции воздуха, могут быстро распространять эту изнурительную болезнь. Справедливости ради, симптомы туберкулеза наблюдались даже у султанов (у всех, начиная с Махмуда II; вскрытие Мехмеда VI Вахидеддина показало, что его левое лёгкое было разрушено этой болезнью)

Черный евнух гарема османского султана. Фотография Паскаля Себаха, 1870-е гг.
Черный евнух гарема османского султана. Фотография Паскаля Себаха, 1870-е гг.

Психологические проблемы

Хотя евнухи часто занимали высокие посты в Империи и порой даже влияли на её политику, окружающие часто относились к ним с пренебрежением и презрением. Осознание того, что они не смогут вести полноценную личную жизнь, не смогут иметь наследников отравляло их существование.

Итальянский писатель Эдмондо Де Амичис передал историю, которую рассказал ему врач из богатого района Пера

Однажды вечером [ ... ] я вышел из дома богатого мусульманина, куда в третий раз отправился навестить одну из его жен, страдающую сердечной болезнью. При отъезде и прибытии меня сопровождал евнух, он кричал: "Женщины, отойдите", это было предупреждение дамам и рабыням о том, что в гареме находится посторонний, и что им нельзя показываться на глаза.
Во дворе евнух покинул меня, чтобы я сам нашел дорогу к воротам. Только я собрался их открыть, как почувствовал прикосновение к своей руке. Обернувшись, в сумерках я увидел перед собой другого евнуха, молодого человека лет восемнадцати-двадцати, который пристально смотрел на меня глазами, полными слез. Я спросил его, чего он хочет. Евнух поколебался мгновение, прежде чем ответить, а затем, схватил обеими руками мою ладонь и, судорожно сжимая её, сказал дрожащим голосом, полным отчаяния и горя:
«Доктор! Вы знаете лекарство от всех болезней. Существует ли то единственное средство, что поможет и мне?»
Не могу передать вам, как эти простые слова подействовали на меня. Я попытался ответить, но голос подвёл меня, и, поспешно открыв дверь, я быстро ушёл. Но и в тот вечер и в течение многих последующих фигура юноши стояла передо мной, и я слышал про себя его слова, а в моих глазах стояли слёзы.

Чудовищная практика оскопления прекратилась лишь в 20-м веке, но до сих пор живы те, кто в детстве общался с евнухами, служившими в бывших гаремах Империи. Например, Алев Литлэ Крутье, её книга "Гарем. Царство под чадрой" издавалась в России 20 лет тому назад. У меня (и не только у меня) есть вопросы к исторической части её книги, но вот личные воспоминания действительно ценные и интересные.