Изучая фильмографию Тома Харди, я и думать не мог, что открою для себя настолько сильный фильм, как «Жизнь задом наперёд» — редкую, непохожую на других жемчужину среди моих любимых биографических драм.
Британский мастер перевоплощения, сыгравший немало культовых образов, предстаёт в роли нищего бездомного, жизненная дорога которого была усеяна не розами, хорошей семьей и успешной карьерой, а безбашенными поступками, выпивкой, наркотиками и страшными приступами ярости, которые приходят вместе с неведомыми окружающим воспоминаниями. Из-за последних, собственно, происходило и всё остальное, потому что душа пропащего Стюарта была переполнена злостью на окружающий мир, на себя, и в те моменты, когда он не мог её контроллировать, случалось ужасное: он пускался во все тяжкие.
Сменяя одну тюрьму другой, он слегка остепенился и встретил Александра Мастерса в исполнении Бенедикта Камбербэтча — помощника в доме для уличных бродяг, который в будущем станет его лучшим другом и захочет написать книгу об удивительной жизни незаметного человека, изредка спящего на улице. Вместе они решают помочь незаслуженно осужденным владельцам этого места.
«Жизнь задом наперед» начинается как комедийное роад-муви, в котором зрителям предстоит глубже погрузиться в мир главных героев, познать их и полюбить. Неспешный, лёгкий темп повествования обманчиво настраивает на нечто приятное, но картина Дэвида Эттвуда — тяжелое, бескомпромиссное зрелище, способное вызвать сочувствие, но без положительного финала. Чем больше узнаешь обратную сторону героев, тем сильнее начинает давить эмоциональная беспомощность из-за того, что Стюарту никак нельзя помочь. Его шаткая реальность терпела удар за ударом, выковав из обычного мальчика мужчину с тяжёлым характером и непередаваемой грустью в глазах.
Честное кино о несправедливом мире, о жестокости и ужасах, создающих травмы, и о неидеальном человеке, у которого никогда не было выбора. А все попытки существовать по-нормальному проваливались без шансов на реабилитацию. Потому что чья-то жизнь — кромешный ад, где нет света в конце тоннеля и которому нет конца. Их будущее было предопределенно за них и уже слишком поздно что-то исправлять. Но несмотря на всю тяжесть убивающих воспоминаний, Стюарт Шортер пытался творить добро и быть хорошим в те моменты, когда у него был на это шанс.
«Жизнь задом наперед» не пытается выжать слезу из зрителя стандартными способами. Напротив, это жизнеутверждающая картина, идущая в разрез прописанным правилам жанра. Такие истории — яркий пример, что у большинства из нас огромные шансы на самореализацию и хорошее будущее. Просто не нужно быть мудаками. Этого уже вполне достаточно.
Удивительная незаметная жизнь. Удивительный фильм.