Российские законодатели тем временем подбираются к алгоритмическим лентам сервисов. Они хотят заставить платформы раскрыть механизмы алгоритмов и сделать их отключаемыми. Уже намечаются контуры будущего законопроекта, идет экспертное обсуждение. Площадки в легком ужасе, потому что алгоритмические ленты — основа современных соцсетей и рекомендательных сервисов, таких, например, как «Яндекс.Дзен».
С одной стороны, проблема, действительно, есть: алгоритмы настолько сильно влияют на информационное потребление, что пользователи как минимум заслуживают знать больше о том, почему им подсовывают для чтения те или иные публикации. Сегодня подавляющее большинство людей обладают лишь иллюзией выбора информации: они по сути выбирают из того очень узкого перечня, которые рекомендует им тот или иной сервис.
Но, помимо широкого общественного интереса, тут есть и интерес узкополитический. Тот же «Дзен» является очень крупным источником трафика для СМИ. Думаю, кое-кому в Кремле и около Кремля сильно хотелось бы, чтобы он, условно говоря, чаще рекомендовал людям новости о том, какой Путин хороший, и реже — об акциях протеста, падении доходов и отравлении Навального.
Первый шаг к такому контролю — принятие какой-то нормативной базы, с опорой на которую можно будет пытаться регулировать рекомендательные сервисы.
Российские законодатели тем временем подбираются к алгоритмическим лентам сервисов
6 июня 20216 июн 2021
2
1 мин