Найти тему

«Замглавы Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Владимирской области Владимир Григорян заявил «Дождю», что политик Алексей

«Замглавы Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Владимирской области Владимир Григорян заявил «Дождю», что политик Алексей Навальный симулирует проблемы со здоровьем».

Это напоминание о том, что важна не столько архитектура институтов, сколько их реальное наполнение. По идее, ОНК — хороший институт. Это группа правозащитников, которая может зайти в любой ИВС, СИЗО, колонию и пообщаться с заключенными, проверить, как их содержат, выслушать жалобы. Отличный инструмент общественного контроля. Закон об ОНК разрабатывался в начале нулевых, в том числе депутатами Сергеем Ковалевым и Гаджи Махачевым, которые в советское время были заключенными. И несколько лет этот институт хорошо работал.

Но в последние годы реальных правозащитников в нем заменили разнообразными депутатами от «Единой России», военными пенсионерами и ветеранами силовых структур.

Этот самый Владимир Григорян — буквальное воплощение этой тенденции: депутат от «Единой России», пенсионер, выпускник Владимирской специальной школы подготовки начальства МВД СССР (1979 год), выпускник Университета марксизма-ленинизма (1977). Сам 30 лет работал в системе исполнения наказаний. Естественно, теперь у него Навальный — симулянт, а колония — практически курорт.

Кое-где в ОНК еще остались активные правозащитники, которые хорошо делают свою работу. Самый заметный сейчас пример — Марина Литвинович, член ОНК Москвы. Но и ее из комиссии выдавливают. Как раз на этой неделе будут решать вопрос об ее исключении «за многочисленные нарушения этических норм».

Вся Россия состоит из таких институтов, которые, по идее, устроены правильно, но из-за сложившейся культуры и персонального наполнения остаются имитацией. Всем этим институтам необходимо оздоровление.

Граждан по телевизору пугают тем, что, дескать, оппозиция придет и устроит революцию. Но революции ведь не нужно. Революция подразумевает переустройство, слом системы и строительство новой. А у нас архитектуру системы во многих случаях и менять не надо — надо починить процедуры, изменить культуру и оздоровить практику. Это тоже непростая задача, но она решаемая. И это не переустройство, а перенастройка.