Найти тему
Учитель гармонии

17 лет в штате "Мерзляковки": очень личное

Есть настроение шагнуть навстречу к новым подписчикам, а давним знакомым поведать некоторые сокровенные мысли и детали.

Мне иногда самой кажется странным и несбыточным: батюшки, я - преподаватель музыкального училища! С детства в сознании "возрастной" образ недоступности, экстремальной строгости, "звёздности". И тем не менее... уже 17 лет как моя трудовая книжка поселилась в том самом отделе кадров, где некогда жили мои же школьные аттестаты.

Я воспринимаю свою работу всерьёз - и стараюсь делать её на все сто. Но сознаю: это не мой потолок - в смысле занятости, идейности, творческого накала. Это скромно по финансам. Но это стабильно, почётно, нетривиально, немассово.

В начале июня 2004 года, аспиранткой консерватории, я пришла в администрацию АМУ договариваться о приёме на работу. Со времён моего обучения (1994-'98), руководящий состав успел значительно обновиться, так что потребовалось дополнительное знакомство. Меня порекомендовала (и хотела бы видеть своей правой рукой) несравненная Валерия Владимировна Базарнова (1940-2021), у которой я предварительно, много и крепко, училась уму-разуму, с которой мы впоследствии сообща плодотворно работали. Мы - теоретики.

Консерваторию я заканчивала по композиции, и это придало "сочинительский" оттенок моей активности в училище. Я себя позиционирую как технолога: обучаю технике письма, также её слуховому осознанию. От истории музыки достаточно далека, а вот к исполнительству - с годами - всё ближе и ближе. Сцену люблю очень, в каком бы качестве ни приходилось выходить к публике.

Итак, 2004 год, сентябрь.

Мне 25, моим ученикам 15-16. У меня "в анамнезе" 5 лет школьного (ДМШ/ДШИ) стажа, "ни кола ни двора", никаких надежд на обретение семьи - и непомерная гордыня. Достаточные способности, беспрецедентная выносливость, но мягкий нрав и рецидивирующие приступы запредельного альтруизма.

Выпуск 2008 года теоретического отделения, ведомый мною по гармонии и сольфеджио, - самопровозглашённый "опасный курс" - стал моим лучшим выпуском, показав исключительные результаты при поступлении в МГК и РАМ. Студенческие таланты и амбиции вошли в резонанс с моими эмоциональными вложениями. Фактически, моей семьёй были на тот момент именно они.

С появлением у меня заМКАДовской "однушки", эта компания стала частенько гостить, матерея в своих панибратских насторениях по отношению к молодой учительнице. Прямым текстом предлагали перейти, взаимно, на "ты" - в ближайшем будущем, чем меня немало смущали и расстраивали.

Выпустив этих товарищей и ещё несколько исполнительских групп, летом 2008 года я почувствовала резкое внутреннее опустошение. Этому способствовал ряд личных обстоятельств. В возрасте 29 лет мне удалось, наконец, с горечью уяснить для себя: чувства и семья - увы! - это далеко не всегда одно и то же. Впоследствии моё мнение подтверждалось неоднократно, таковым оно и осталось.

Педагогическая карьера шла в гору: администрация была ко мне благосклонна, ценила старания и креатив. Командировки по стране с мастер-классами и методическими семинарами стали для меня регулярными. Полагаю, именно опыт публичных выступлений позволил тогда не уронить самооценку ниже плинтуса - а ведь, признаться, очень хотелось.

Популярность моя в училище росла, предложения частных уроков сыпались как из рога изобилия. Интегрально, я стала хорошо зарабатывать, ни капли не изменив своему делу. Держалась, что называется, на зубах, пока Валерия Владимировна не сказала мне, перед госэкзаменами "опасных", в открытую: "Наташа, Вы очень плохо выглядите. Вам - срочно отдыхать, отключать мозги до нуля - а потом резко что-то менять в жизни".

Спустя месяц мы приняли новеньких юных теоретиков; "опасные" выпорхнули в большой мир, впоследствии лишь изредка проявляясь на моём горизонте. Называли, вопреки прогнозам, неизменно по имени-отчеству.

Июль и август 2008 года я провела на Чёрном море, в очень разных компаниях - под Туапсе, в Одессе, в Крыму, в Абхазии. Много плавала, много думала... Моё лицо приобрело нормальный, по возрасту, оттенок, а в голове сложился резкий, графичный план: семья нужна, ибо семья - это дети. В сентябре, едва вступив в новый учебный год, я познакомилась со своим будущим мужем. Я увидела в 38-летнем Алексее отцовский потенциал - и больше вопросов не было. Всё чётко и без излишеств.

Мы поженились последующим летом - в июле 2009 года, за три месяца до моего 30-летия. Супруг удачно влился в наш педколлектив. Тот, кто вхож в "Мерзляковку" сейчас, не может не знать Алексея Юрьевича Брегадзе как учителя математики (и некоторых других общеобразовательных дисциплин). 12 лет назад наши трудовые книжки "породнились": общие ученики - мощная привязка.

Путь к материнству оказался далеко не элементарным. Возраст "поджимал", и я откровенно прессовала время. Отпусков у меня сложилось четыре. Я посвятила их Нине (2010), Петру (2012), Анатолию (2015) и Дмитрию (2019). Возвращений тоже было четыре... В сумме, отпуска потянули ровно на пять лет, что "в пересчёте" на дочку и "трёх богатырей" - весьма недурно. Грамотная, нетривиальная учебно-рабочая логистика и умение работать посменно сплотили нашу семью дополнительно.

Коллеги, едва успев оправиться от жалости ко мне-одинокой, за считанные годы перестроились на "многодетную" жалость - разумеется, вновь ко мне.

Я же просто училась быть сильной, разумной - и проявлять интенсивность в работе. Студентам я отдаю первую половину дня, начиная первый урок очень рано. Материнский взгляд помог мне в понимании студенческой психологии, а также извечной околомузыкальной тематики "талант/посредственность/трудяга". Высокая лояльность - моё важнейшее приобретение последних лет.

Близок к своему завершению первый учебный год, отработанный мною в училище... в статусе матери четверых детей. Это возможно, если это составляет душевную потребность и финансовую необходимость. Это, как минимум, дальновидно.

Нагрузки "додетских" времён мне, конечно, нынче не повторить. В то же время, удаётся безболезненно восстанавливать качество после перерыва, каждый раз обновляя взгляд и добавляя в него неожиданных нюансов.

Родительство - мощный воспитательный фактор для активно практикующего педагога. Родительство формирует более спокойные, позитивные, созидательные воззрения на учебный процесс, страхуя от крайностей и спонтанного гнева (в целом, для музыкантов весьма свойственных).

В педколлективе "Мерзляковки" я по-прежнему "из младших", хотя и вступила в пятый десяток. Ценность опыта незыблема.

Вот такой сложился словесный автопортрет преподавателя "консерваторского" училища. Не самого типичного преподавателя, конечно!

Приходите на канал, друзья.

Мы беседуем здесь о семье, о детях и подростках, о качественном музыкальном образовании и здоровой совести.