Найти тему
Прохожий

Королевский тигр. Что это за зверь?

Привет всем коллекционерам моделистам и любителям БТ, танкистам, а так же им сочувствующие. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. Сегодня предложу вам вот такую тему. Сегодня поговорим о королевском тигре. Данная машина была следующей разработкой, после Тигр I. И хотя о машинах “тигриного семейства” тьма информации, надеюсь предложить Вам, что-то новое. Тем более, что не многие его знаю как Тигр II. Так что, думаю, будет интересно. И так поехали.

В августе 1942 года Вермахт представил разработанное им задание на новый танк.

Цели было две:

1.Получить новую машину для потенциальной замены недавно запущенного в серию танка Тигр I.

2.Использовать, разработанное еще в 1941 году 88-мм орудие с длинной ствола в 71 калибр.

Осенью 1942 года к реализации заказа приступили следующие фирмы. Фирма “Henschel” под управлением “отца Тигров” Эрвина Адерса, и бюро Фердинанда Порше. Порше пошел по знакомому нам пути. Он просто переработал свой же проект VK 4501(P) под новые требования. Представленный им вариант получил обозначение VK4502(P), в документах он носил 2-ва название.

1.TYPE180/181.

2. Soderfahrzeug III.

Компоновка VK4502(P).
Компоновка VK4502(P).

От VK4501(P) новый танк получил все туже ходовую часть, конструкции Порше. Силовую установку, состоящую из двух карбюраторных двигателей. Производством двигателей занималась фирма Simmtring-Graz-Pauker. Мощность каждого двигателя составляла 200 л.с. Трансмиссия осталась прежней, электрической. Кроме того, бюро Porsche AG предлагало и новые двигатели. Установить на новый танк спаренные дизели мощностью по 370 л.с. каждый. Или же X-образный 16-ти цилиндровый дизель-мотор мощностью 700 л.с., и гидромеханическую трансмиссию. Были предложены и два варианта компоновки машины. С передним расположением и задним расположение башни.

С передним расположением.
С передним расположением.
VK4502 (P) Vorne, с передним расположением башни. 35-ый масштаб, моя коллекция.
VK4502 (P) Vorne, с передним расположением башни. 35-ый масштаб, моя коллекция.
С задним расположением.
С задним расположением.
VK 45.02 (P) Hinter, с задним расположением башни. 35-ый масштаб, моя коллекция.
VK 45.02 (P) Hinter, с задним расположением башни. 35-ый масштаб, моя коллекция.

При заднем расположении башни, двигатель располагался в центре машины. А пост управления спереди.

Главным недостатком, как и у VK4501(P), на новой машине, оставалась низкая надежность и не доведенность электротрансмиссии. Дороговизна и невысокая технологичность ее производства. Шансы бюро Порше на победу по этому, были минимальны. Но не смотря на это в 1943 году завод Fridrich Krupp AG в Эссене построил 50-т башен для танков Порше VK 45.02 (P).

Проект фирмы “Henschel” был представлен машиной VK 45.03 (H). Этот вариант больше понравился военным. В том числе, и выдвинутом самим Гитлером в феврале 1943 года, требованию максимально унифицировать новую машину с танком “Пантерой II”. Которая разрабатывалась параллельно. Вместо ящикообразного корпуса танка с Тигра I, Адерс взял за основу корпус пантеры I. Расположив 150-мм броню лба под углом 50 градусов, а бортовую в 80-мм 25 градусов к вертикали.

В ходовой применил 9-ять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией.

Первый прототип “Тигр II”, прямоугольные крылья имели первые 3-и машины.
Первый прототип “Тигр II”, прямоугольные крылья имели первые 3-и машины.

Часть деталей ходовой части (ведущие колеса) взяли с Тигра I и Пантеры. С Пантеры взяли и двигатель Maybach HL 230P30, мощностью 700 л.с., и систему охлаждения. Состоящую из 4-х радиаторов, расположенных по парно, с права и слева от двигателя.

Первый прототип “ Тигр II” (шасси V1) , с башней типа Порше.
Первый прототип “ Тигр II” (шасси V1) , с башней типа Порше.

Как и на пантере в силовом отсеке разместили вентиляторы. Карданный вал применили с “ Тигр I”. А маску орудия и крепление курсового пулемета с “Пантеры II”.

Второй  прототип “ Тигр II” (шасси V2), в британском музее.
Второй прототип “ Тигр II” (шасси V2), в британском музее.

В середине января 1943 года танк представили Гитлеру под кодировкой VK 45.03 (H). Танк был одобрен и запущен в серию. При этом было велено, использовать уже 50-т готовых башен от фирмы Круп. 20-го октября на полигоне Арис прошли испытания, а 18-го ноября 1934 года от фирмы Wegmann поступили первые полностью готовые башни, и началась сборка. Окончательное наименование закрепили Panzerkampfwagen VI ausf B (Sd.Kfz.182). Позже его переименовал в Panzerkampfwagen Tiger ausf B или Tiger II.

Не официальное название в вермахте “Королевский тигр” (KONIGS TIGER) ни когда не использовалось. Но оно закрепилось у войск антигитлеровской коалиции.

Серийное производство началось в январе 1944 года. Планировалось выпустить 1237 машин при темпе сборки 120 тигров в месяц. Но планы сразу были не реальны.

Выпуск танков по месяцам.
Выпуск танков по месяцам.
Один из первых танков с башней Порше номер 211 на Куммерсдорфском полигоне.
Один из первых танков с башней Порше номер 211 на Куммерсдорфском полигоне.

Танк под номером 211 был изготовлен в апреле, а на полигон в мае 1944 года.

Вид на маску орудия.
Вид на маску орудия.
На фото выше лобовая часть башни конструкции Порше.
На фото выше лобовая часть башни конструкции Порше.

Справа от орудия, амбразуры бинокулярного прицела TZF 9d/1. Для танков ранних выпусков.

23 октября 1943 года, через три дня после показа танка на полегоне Арис, 486 английских бомбардировщика в два захода бомбили город Кассель, где размещались заводы. В итоге, к маю 1944 года изготовили 20-ть танков. Максимум выпуска наблюдался в августе 1944 года, но и он не дотягивал до нормы выпуска. А осенью 1944 года еще один налет англичан сократил выпуск танков в трое. С марта 1945 года планировалось подключить к производству фирму Nibelungenwerke, что находилась в Сент-Валентине. Но из за бомбежек это стало не возможно. Первые боевые столкновения выявили фатальную ошибку башен Порше. При попадании бронебойного снаряда в нижнюю часть маски, часто следовал рикошет в тонкую крышу корпуса. К маю фирма Крупп переработала башню. Она стала применяться с 51-машины. Прямая 180-мм плита исключала рикошет снарядов. За счет большего пространства удалось увеличить боекомплект с 77 до 84 снарядов.

Тигр с башней “ Хеншель”. На машине транспортные гусеницы. 1944 год.
Тигр с башней “ Хеншель”. На машине транспортные гусеницы. 1944 год.
Отработка экипажем методов эвакуации танка. Полигон в Куммерсдорфе, май 1944 г.
Отработка экипажем методов эвакуации танка. Полигон в Куммерсдорфе, май 1944 г.
Вид  танка сзади.
Вид танка сзади.

Помимо башни, переделывались и более мелкие моменты. Изменялась конструкция орудия, менялся прицел, усилили бронирование моторного отсека. В ноябре 1944 года заменили гусеницу на Kgs 73/800/152, а в марте установили бескомпрессорную систему продувки ствола. Она осуществлялась воздухом из особого цилиндра, куда воздух нагнетался при помощи энергии отката орудия. Заменили пулеметы на MG-42.

Материальные затраты составляли:

Сама сборка делилась на 9-ть этапов. Каждый составлял по 6 часов. Сборка одного танка составляла 14 дней. Танк требовал материала 119 798 кг. стали, а Пантера требовала 77 467 кг.

В начале 1945 года 10 танков с башней хеншель переоборудовали в командирские. Уменьшили боекомплект, и разместили рации FU 5, и FU 7 (вариант Sd.Kfz. 267). Или радиостанции FU 5, и FU 8 (вариант Sd.Kfz. 268). Переоборудование поручили фирме Wegmann. Первый командирский танк Panzerbefehlswagen Tiger II выехал 3 февраля 1945 года.

В конце 1944 года Крупп планировал создать Тигр II с орудием 105-мм и с длинной ствола 68 калибров. Башня была фирмы Хеншель. Масса бронебойный снаряда 15,6 килограмма, начальная скорость 990 км.ч. Проект реализовать не успели.

Тигры сегодня:

Сегодня Тигров сохранилось довольно много. Наибольшее число их в Кубинке. Здесь находятся Тигр I выпуска 1943 года, командирский Тигр II, Фердинанды обоих видов (Порше и Хеншель), Штурмтигр, и Ягдтигр. Причем Штурмтигр является прототипом. Но состояние этих машин плачевное. Всего лишь коробки из металла. Несколько машин в музеях Сша. Состояние тоже, как и в Кубинке. В английском музее (The Tank Museum of the Royal Armoured Corps and The Royal Tank Regiment) находится прототип «Королевского тигра» с башней типа Порше. Там же находится и еще тигр с башней Хеншель, но уже серийный. Оба танка, с помощью немецких архивов, были разобраны, проверены и собраны обратно. В результате чего, они получили возможность передвигаться своим ходом. Так же, были восстановлены и внутренние интерьеры машин. Еще один рабочий танк который может передвигаться своим ходом, находится во Франции. Но это уже танк Тигр I.

Ну, вот что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать.. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.