Народ гномов всегда славился своими ремеслами, что и говорить, а по части создания ювелирных и кузнечных изделий им не было равных.
И, пускай самым известным артефактом Средиземья было Единое Кольцо, созданное Темным Властелином Сауроном, в мире существовало немало знаковых реликвий, которые так или иначе послужили спусковым крючком для развития сюжета.
В «Хоббите» немаловажную роль играет королевский камень Аркенстон, но вот кроме того, что он зачем-то непременно нужен королю гномов, зрители особо ничего и не узнают.
Для чего вообще он был нужен, и была ли у него какая-то роль кроме как атрибута власти?
Во втором тысячелетии III Эпохи гномы Кхазад Дума были вынуждены покинуть свои жилища из-за разбушевавшегося балрога, и небольшими отрядами разбрелись по всему Средиземью в поисках нового дома.
Одна из групп, под предводительством Траина Первого отправилась на север к Железным Холмам. Когда-то гномы уже пытались обосноваться в Серых горах, но на тот момент им не позволили сделать это орки и драконы.
А вот большая Одинокая гора, будущий Эребор еще не была занята врагами и именно там гномы и решили обосноваться.
Так появилось Королевство-под-Горой, а Траин Первый стал его первым королем. Но спокойная жизнь явно не для гномов, и они все продолжали копать вглубь, словно где-то там, в самом сердце горы что-то манило их.
И в один прекрасный день их поиски увенчались успехом.
Траин, решивший возглавить рудокопов наткнулся на крупный сияющий самоцвет.
В некоторых переводах можно встретить такое название, как Завет-камень, и все же большая часть читателей знает его под именем Аркенстон - королевский камень или Сердце горы. Лингвисты полагают, что название Аркенстон Профессор взял из англосаксонского языка от слова «Эрканстан», и дословно оно так и переводится - "драгоценный камень".
Конечно, это был не единственный самоцвет, найденный гномами, но этот отличался от прочих.
Во второй части трилогии Питера Джексона Аркенстон был изображен как неограненный овальный кристалл, сияющий собственным светом над троном Короля-под-Горой.
Но вот по книжным канонам королевский камень выглядел совсем иначе - во-первых, камень был круглым, размером примерно с детскую голову и имел четкие грани, подобно бриллианту.
И, к слову, он никогда не висел над троном, как показано в фильмах, но король предпочитал держать его при себе. Так что в оригинале Аркенстон был найден огранен самими гномами, а вовсе не дарован Траину богами в знак позволения править Эребором.
Дальнейшая история Аркенстона в целом известна, наверное всем - после нападения Смауга на Одинокую гору, камень долгие годы покоился в ее глубинах вплоть до прибытия Торина и его компании, а точнее, до момента, пока он не попал в руки Бильбо Бэггинса.
Ох уж эти Бэггинсы…
Кстати, сам Толкин не слишком вдается в подробности - зачем конкретно Смаугу нужен был Аркенстон, но упоминает, что сияние камня манило и очаровывало дракона, а возможно именно сила камня привлекла его в Эребор.
В фильме Торин после безуспешных поисков камня произносит такие слова:
Этой фразой Торин утверждает, что именно обладание Аркенстоном дарует ему законную власть над Эребором. Да, немалое влияние на сознание гномьего короля оказывает и так называемый, драконий недуг, и Торин слепо охотится за камнем, забывая, что никакие короны и самоцветы не определяют власть и уважение у своего народа.
В книгах тоже есть подобная речь, но она имеет совершенно другое значение - и здесь придется немного углубиться в историю, куда более древнюю, чем первые походы гномов.
Еще в Эпоху Древ, Феанор, величайший из эльфов, создал Сильмариллы - камни, в которых были заключены свет Двух Древ Валинора и Судьбы Мира.
Этим бесценным сокровищем пожелал завладеть недавно освобожденный из темниц Мандоса Владыка Тьмы Мелькор.
Обманом и хитростью он рассорил братьев Феанора и Финголфина, убил их отца и похитил множество сокровищ, включая те же Сильмариллы.
По его наущению паучиха Унголиант уничтожила древа Валар и опустошила чаши Варды, погрузив мир в хаос и тьму. Исцелить великие Древа не удалось, но из их последних плодов были созданы Солнце и Луна, а обезумевший от ярости Феанор созвал нолдор на бунт против Валар -он призвал их освободиться и отправиться в Средиземье войной на Мелькора, чтобы отомстить за своего отца Финвэ и отвоевать Сильмариллы.
Феанор и семеро его сыновей произнесли клятву имени Эру Илуватара, великого создателя, клятву, которую нельзя нарушить - она будет преследовать и верного ей, и изменившего до самого конца мира.
Несложно проследить аналогию в том, что и Феанор и Торин клянутся уничтожить того, кто посягнет на реликвию - будь то друг или брат.
С другой стороны, так до конца и неясно - что же именно даровал своему обладателю Аркенстон?
В каком-то смысле, Аркенстон, как и Сильмариллы действительно был скорее “камнем преткновения”, нежели достоянием гномов - он привлекал Смауга, сеял раздор и смуту среди союзников и вообще, проблем от него было куда больше, чем какой-то практической пользы.
Правда при явных аналогиях, история Торина закончилась не так трагично, как Феанора и его сыновей, но среди поклонников Толкина долгое время была популярна теория о том, что Аркенстон является утерянным в Первую Эпоху Сильмариллом.
В основном такое заблуждение родилось из-за того, что Сильмариллы излучали собственный свет, также как и Аркенстон, но сам автор опровергает эту мысль, несмотря на то, что сюжетные линии и правда схожи.
К тому же, Сильмариллы никогда не покидали пределы Белерианда до того момента, пока ими не заинтересовался Мелькор.
А эта часть материка после Войны Гнева навсегда затонула, и до конца времен, пока не будет исполнено Пророчество Мандоса и не начнется Дагор Дагорат, Сильмариллы будут храниться в Воздухе, Земле и Море.
В «Сильмариллионе» Толкин пишет, что никакая сила в Средиземье не смогла бы повредить или разбить самоцветы, а гномы между тем свой камень огранили. К тому же, смертные по задумке автора не смогут удержать в руках камни Феанора, ибо они сожгут любую плоть, а Аркенстон спокойно кочевал из рук в руки.
Ну и как минимум несоответствия в размерах тоже налицо - Сильмарилл легко помещался в руке человека, а в “Хоббите” (книжном) Бильбо еле дотащил королевский камень до лагеря.
Также, на одном из англоязычных форумов я встречала такую теорию, что
Королевский камень - это испытание, и ничто иное, как концентрированная гордыня.
Не буду слишком вдаваться в подробности, но рациональное зерно в этом определенно есть - Торину, в отличие от Феанора, удалось победить свою гордость и жажду власти, что и позволило ему встретить достойный конец и погибнуть в Битве Пяти Воинств, как истинный король.
Сам Королевский Камень был захоронен вместе с Торином, и никто из следующих королей не пытался вернуть реликвию.
Так что, Аркенстон - это, пожалуй, единственная реликвия всего мира Толкина, которая хоть и перевернула все с ног на голову, но финал тем не менее относительно благополучный.