Найти тему
Часовая школа

Эпиламы и эпиламирование в часовой индустрии

Эпиламы и эпиламирование в часовой индустрии

Одной из важных тем в диалогах у часовщиков является смазка. Вы вряд ли сможете встретить разговор в профессиональной среде, где не упоминались бы часовые масла и в каких количествах нужно смазывать тот или иной узел. Эта тема вполне заслужена, т.к. неправильно смазанные часы будут иметь плохие характеристики хода или не будут ходить вовсе.

Однако существует не менее важная тема, которая не раскрыта в полной мере в отечественной профессиональной литературе - эпиламирование. В большей степени это связано с тем, что эпиламирование стали применять в часовой отрасли относительно недавно (с середины прошлого века), а состав и доступность эпиламов значительно изменился с развитием химической промышленности в мире.

Эпиламирование – это процесс создания тонкой плёнки олеофобного покрытия на поверхности детали. Толщина образующейся олеофобной плёнки в современных эпиламах – всего 3-5 нанометров [5]. Кроме маслоотталкивающего эффекта эпиламирование снижает трение и увеличивает ресурс деталей, а так же предотвращает коррозию.

Рис. 1. а.) смачиваемая и б.) несмачиваемая поверхности [2]

Олеофобность (от лат. "oleum" - масло, и др.-греч. «φόβος» - страх) – свойство поверхности, которая «отталкивает» масло и препятствует его растеканию. Связано это с молекулярным взаимодействием поверхности и жидкости (в нашем случае - масла). Чем меньше межмолякулярных взаимодействий – тем больше угол θ (см. рис. 1, б): внешне это выглядит, как будто поверхность не смачивается, а капли масла, которые попадают на данную поверхность – просто стекают, почти не оставляя следов.

Рис. 1. а.) смачиваемая и б.) несмачиваемая поверхности [2]
Рис. 1. а.) смачиваемая и б.) несмачиваемая поверхности [2]

Рис. 2. Поверхность, обработанная составом FIXODROP BS: угол θ ˃ 45˚ не изменился на протяжении 6 месяцев наблюдений [5]

Не любая поверхность является олеофобной, в частности, рубины и стальные детали не являются олеофобными изначально, но нанеся специальный состав – эпилам, Вы получите деталь, которая будет отталкивать масло и не даст ему растечься (Рис. 2).

Рис. 2. Поверхность, обработанная составом FIXODROP BS: угол θ ˃ 45˚ не изменился на протяжении 6 месяцев наблюдений [5]
Рис. 2. Поверхность, обработанная составом FIXODROP BS: угол θ ˃ 45˚ не изменился на протяжении 6 месяцев наблюдений [5]

Казалось бы: и ради предотвращения растекания масла часовщики так заморочились? Ну ок, Rolex или Breguet, там понятно, Hi-end horology… ну а в обычных часах зачем эпиламирование? Но оказывается, проблему растекания масла пытались решить давно: в книге А.Д. Романова «Проектирование приборов времени» [3] можно найти схемы трибов со специальной фаской, одна из её функций – предотвращение растекание масла вдоль оси. А Ю.М. Хандельсман вывел целые формулы для оценки надёжности удержания масла в опорах [4]. В советском союзе велась обширная работа над производством эпиламов и внедрению их в часовую индустрию.

Первые эпиламы были на основе стеариновой кислоты. Современные эпиламы изготавливаются на основе фторопластов. Фторопласт термостоек, стабилен, инертный к другим химическим веществам, и является прочным и антифрикционным полимером. Известное антипригарное покрытие на посуде, Teflon – является разновидностью фторопласта.

Эпиламы частично решают проблему удержания масла, упрощают процесс подачи необходимого количества масла при обслуживании, снижают трение, увеличивают ресурс механизма, а благодаря простоте нанесения, быстро завоевали рынок: практически любой современный механизм будь-то ETA или Sellita содержат в себе эпиламированные детали.

Обычно эпиламом покрывают: детали ремонтуара (заводной вал, кулачковая муфта, переводное колесо, заводной триб, переводной и заводные рычаги, рычаг двойного корректора, фиксатор переводного рычага), календаря (фиксирующий рычаг диска календаря) и автоподзавода (частично эпиламируют реверсивное колесо). При этом мыть, а так же восстанавливать покрытие на реверсивном колесе автоподзавода не рекомендуется: данное колесо составное, и покрывается эпиламом только некоторые из его узлов; реверсивное колесо в случае необходимости меняется на новое. Информацию по наличию эпилама на определённой детали для каждого калибра можно узнать из официальных карт смазки. После промывки эпиламированных деталей необходимо восстановить их покрытие для долговечной и стабильной работы часов.

Наиболее известные производители эпиламов на часовом рынке это Moebius и Episurf. Moebius имеет две линейки: Fixodrop ES-BS type и Fixodrop ES type K. Для обработки камней, стали и других металлов рекомендуется использовать ES-BS (8981). Обрабатывать пластиковые детали рекомендуется – составом K (8990) – им так же можно обрабатывать детали из стали и различных сплавов.

Перед эпиламированием необходимо хорошо промыть, высушить и продуть от пыли все поверхности, которые будут взаимодействовать с эпиламом.

Рис. 3. Посуда для эпиламирования [6]
Рис. 3. Посуда для эпиламирования [6]

Эпиламирование производят в специальной посуде, предотвращающей испарение (Рис. 3). Эпилам вливают до середины нижней чаши, детали помещают в пластиковый контейнер сверху, закрывают крышку и переворачивают не менее чем на 30 секунд. Далее необходимо быстро извлечь детали из корзины и просушить их вращая в потоке чистого тёплого воздуха (рекомендуемая температура – 60˚С). Обработка теплым воздухом необходима для предотвращения образования разводов на обрабатываемой детали (разводы могут появиться от повышенной влажности и неравномерного испарения).

Такой незатейливый способ обработки деталей поможет увеличить ресурс и стабильность работы Ваших часов. Знание процесса эпиламирования необходимо для работы каждому мастеру, работающему с современными часами.

Автор: Юзьки́в Тимур Романович

© Watchschool.ru, ЧасоваяШкола.рф

Источники:

[1] – «ЛИОФИЛЬНОСТЬ И ЛИОФОБНОСТЬ»: Сумм Б. Д., Горюнов Ю. В., Физико-химические основы смачивания и растекания, М., 1976; Физико-химическая механика и лиофильность дисперсных систем. Респ. межвед. сборник, К., в. 11, 1978; там же, 1981, в. 13; там же, 1985, в. 17; Щукин Е. Д., Перцов А. В., Амелина Е. А., Коллоидная химия, М., 1982. А. В. Перцов.

[2] – ПЕТРОФИЗИКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКЦИЯ № 4): Влажность, влагоемкость, водо,-нефте,газонасыщенность. Лектор: доцент Дахнов А.В.

[3] – А.Д. Романов. Проектирование приборов времени. Высшая школа, Москва, 1975

[4] – Ю.М. Хандельсман. Исследование миниатюрных опор скольжения. Кандидатская диссертация. Станкин, Москва, 1966

[5] – MOEBIUS: Sales Program

[6] – Cousins Material House Ltd, Romford, Essex, U.K.