Вторая половина 80-х годов XX-го столетия, за рычагами правления страной – М.С. Горбачёв. Самый разгар антиалкогольной кампании, вырублены виноградники, со всех утюгов пытаются привить у населения традицию «лимонадных» свадеб (когда вместо шампанского и прочих напитков покрепче на столах будут бутылки с лимонадом). Называли их почему-то «комсомольскими» свадьбами. Вроде бы от администрации города за проведение безалкогольных торжеств молодожёнам вручали ключи от квартиры. Не знаю, насколько это было правдой, ни на одной такой свадьбе мне бывать не приходилось и среди моих друзей и знакомых «комсомольско-свадебных» никого не было.
В каждом районе города были организованы антиалкогольные комитеты. И однажды с председателем одного из таких комитетов мне довелось встретиться... за застольем! Причём, торжество было не «комсомольско-лимонадным», а вполне нормальным – с вином для прекрасных дам и сорокаградусной для мужчин. Сидели за столом рядом, стопка за стопкой – познакомились, разговорились, быстро перешли на «ты». Между словом он обмолвился, что завтра ему надо обязательно быть на собрании комитета и пропустить мероприятие никак нельзя – как-никак он антиалкогольный председатель! От удивления я аж поперхнулся:
– Как?! Ты – председатель антиалкогольного комитета и пьёшь «водовку»?
Собеседник улыбнулся:
– Я же нормальный мужик. В меру пил, пью и пить буду. Тут важно голову не терять и в запой не провалиться.
Я интересуюсь у него:
– Ну а как же другие члены комитета? Теперь хоть луком закусывай, хоть чесноком – завтра всё равно с запахом придёшь на собрание. Что скажут комитетчики?
Председатель ничуть не смутился:
– А другие в комитете такие же нормальные люди – трезвенников никого нет. В меру все пьют.
Опять моему удивлению нет предела:
– Это что же получается? Вы – антиалкогольные комитетчики – должны следить за трезвым образом жизни, подавать пример и быть образцом. А в действительности сами не исполняете «трезвый» курс страны! Профанация получается.
Председатель иронично махнул рукой:
– Запомни мои слова – недолго продержится антиалкогольная кампания. Либо отменят её, либо забудут про неё. Ещё Пётр Первый с пьянством боролся, а искоренить не получилось. И сейчас не получится. От этой кампании вреда больше чем пользы – люди стали пить всякую гадость, травятся, здоровье гробят, а кого и в гроб кладут.
Стараюсь здраво рассуждать:
– У Ген.сека и его жены была идея сделать нацию трезвой, непьющей. По их мнению, алкоголь – это зло.
Председатель поясняет:
– Зло всё, что не в меру. Допустим, каждый день будешь объедаться, доживёшь до ожирения. Тоже нехорошо. Что же теперь – еду запретить?
Быстро отвечаю:
– Конкретно не запрещали, но говорили что мясо вредно для здоровья, от сахара нужно отказаться, кофе даёт большую нагрузку на сердце, соль приводит к артритам.
Председатель повторил:
– Во всём должна быть мера. А все эти завывалки – это от лукавого. Плюнь на них и не забивай голову.
От тамады прозвучал тост, мы поддержали, чокнулись, выпили. Председатель продолжил разговор:
– Виноградники по указу Ген.сека вырубили, а потом заново сажать будут. Только виноград за год не вырастет. Те виноградари, которые быстро сообразили, перевели технический виноград в столовый. Их сохранили, не вырубили. Так что вино в стране всё равно будет. И водка будет, и самогон гнать будут. И «С лёгким паром» по телевизору снова показывать будут. Со временем антиалкогольная кампания загнётся, а люди долго будут её вспоминать недобрым словом.
P.S.
Слова председателя антиалкогольного комитета оказались пророческими. Действительно, кампания за трезвый образ жизни завершилась довольно быстро и не принесла никакого положительного результата.