Пример сочинения 17.1 ЕГЭ по литературе
Лироэпический род позволил Н.В. Гоголю, с одной стороны, внести в «Мертвые души» лирическую составляющую, с другой, - эпическую. В связи с этим данное произведение относится к жанру поэма. В лирических отступлениях мы слышим голос автора, который представляет положительный образ Руси. Эпическое повествование связано с путешествием Чичикова, рассказом о его детстве и отцовском наставлении, с помещиками и чиновниками губернского города NN, вставным эпизодом о капитане Копейкине и так далее. Эпическая часть – это изображение писателем отрицательных сторон русской действительности, воплощение авторского замысла – показать «хотя с одного боку Русь».
Стоит отметить, что замысел Н.В. Гоголя был гораздо шире. Писатель планировал написать трилогию по аналогию с «Божественной комедией» Данте Алигьери. «Мертвые души» задуманы как поэма о постепенном восхождении героя из низших сфер жизни к высшим. Павел Иванович Чичиков, а вместе с ним и автор, и Россия должны были пройти путь от безобразного к прекрасному. В связи с этим в первом томе произведения мы видим все отрицательное (Ад), сюжет второго тома должен был заключаться в прохождении Чичиковым «Чистилища», а в третьем томе герой должен был бы окончательно преобразиться и стать воплощением национального идеала. Однако в состоянии тяжелого душевно кризиса Гоголь уничтожил третий том поэмы и значительную часть второго.
Несмотря на мертвые души, духовную деградацию чиновников и помещиков губернского города NN, на ограниченный круг интересов самого Павла Ивановича Чичикова, писатель верит в лучшее. Он не сомневается в том, что дорога, по которой катится бричка Чичикова, приведет Россию к преобразованиям по улучшению жизни народа, окованного цепями крепостного права. Самодержавно-крепостнический развращает господ, которые ведут праздный образ жизни, как, например Манилов и Ноздрев, или весь смысл существования сводит к накопительству (яркий пример этого – Настасья Петровна Коробочка и Плюшкин). Он же лишает простых русских людей самого главного – каких-либо прав и свободы. Так, у крестьян Плюшкина всего одна пара сапог. С помощью этой детали Гоголь ярко изображает всю тяжесть и невыносимость существования простых людей. Остальные крепостные «заплатанного» либо «мрут как мухи», либо сбегают от этого скаредного помещика.
Лирические отступления дают возможность читателю услышать голос автора? Что же мы слышим? Это, безусловно, добродушное отношение к русскому народу, любование его мастерством и несгибаемостью ни перед какими жизненными обстоятельствами. Образ народа постепенно перерастает в образ России. Подняв множество социально-политических проблем, что характерно для реалистического литературного направления, Н.В. Гоголь видит иную Русь, претерпевшую изменения, возродившуюся духовно. Будущая представлена в образе «птицы-тройка». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писатель уверен в величии страны, в том, что главная роль в мировом развитии будет принадлежать именно ей, а другие страны и народы «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Н.В. Гоголь намечает следующие пути нравственного возрождения России: духовное совершенствование человека (в частности Чичиковых, достоинство которых - стремление к деятельности), равноправие людей, путь Руси, «птицы-тройки», к лучшему, ее национальная самобытность и вместе с тем мировая значимость. По словам С.Машинского, «Мертвые души» явились не только сатирой на Чичиковых и Собакевичей, но и лирической поэмой о России – родине великого народа».