Найти в Дзене
G.K.Halil

Японские бунтари. Неистовая Рей

Рей Кавакубо - скорее скульптор одежды, чем дизайнер, чему немало способствовало её образование в области восточной и западной эстетики. Когда имеешь представление о том, как шьётся одежда, тебя, так или иначе, эти знания удерживают в рамках "правильности". Начиная свой путь в далёком 1969 с создания своей марки Comme Des Garçons, Кавакубо не имела ни малейшего представления об этой "правильности", поэтому всё с лёгкостью кромсала, резала, отрывала, переворачивала с ног на голову, создавая настоящие арт объекты из одежды.

Рей Кавакубо и Ёдзи Ямамото, дети поствоенной и постядерной Японии, взoрвали в 1981 году на показе в Париже свою, модную бoмбу, введя в модный словарь термин "хирoсима-шик". Деконструктивизм японских дизайнеров нанёс ощутимый удар по европейским штампам, открыв путь азиатской экспансии в мир моды.

"Жестокое японское изящество" - цитата из статьи о Кавакубо, которая в своё время помогла мне найти ключ к пониманию японской культуры. Искать красоту в несовершенстве, в изъянах, в "поломанности", неважно, человек это или вещь. Для Кавакубо "правильность" мертва, закончена. Что можно нового найти в уже законченном? А если сломать эту "правильность", разрушить, деконструировать? Оторвать, скрутить, отрезать и собрать по-новому?

Да, это больше искусство, нежели мода. Но по мне, такой она и должна быть. Каждый человек по своему уникален, но современная мода, став бизнесом, диктует и навязывает, каким ты должен быть, как выглядеть, делая людей зависимыми от мнения окружающих, одновременно превращая их в ходячие симулякры. Но успех таких дизайнеров, как Кавакубо, говорит о том, что всё же есть люди, для которых важнее их индивидуальность, даже если многие могут себе позволить только вдохновляться идеями, это уже шаг к себе.

Конечно, в той же одежде из знаменитой "горбатой" коллекции Кавакубо, не пройдёшься по улице. Но для меня это призыв выражать себя в одежде, а не прятаться в ней. Хотя, нужно допускать, что не всем это нужно, мы все разные.

Несмотря на "странные одежды" в подиумных коллекциях, Comme Des Garçons коммерчески успешная марка. Возможно секрет в способности Кавакубо совмещать творчество с бизнесом. Она контролирует всё, вернее сказать, участвует во всём, от дизайна витрин до рекламных компаний. Как пример такой успешности, её "партизанские" магазины Guerilla, сроком работы в один год и местоположением в дали от центра мегаполисов.

Другой секрет уникальности Comme Des Garçons в тканях. Она контролирует их производство, став инвестором в эту сферу. Как и Ямамото, Кавакубо сотрудничает со старыми производствами, в поиске новых идей для тканей.

А самый главный секрет успеха Рей Кавакубо то, что мода для неё в первую очередь это творчество, а оно способно пережить любые кризисы, когда ты способен находить вдохновение в самых неожиданных вещах.

Субтильная японка не собирается бросать свой "самурайский поход" в поисках красоты там, где её никто не видит.

«Нельзя создать что-то реальное без вовлечения и эмоций. Обладатель вещи сразу это чувствует, как только касается предмета. Те, кто об этом не задумываются, будут носить недорогую одежду или вообще одно и то же каждый день. Но те, кого волнуют эти вопросы, должны иметь настоящие вещи в своем гардеробе».

Это новый этап в творчестве Рей Кавакубо. " Существование в состоянии неустойчивости и сомнения - это риск. Движение вперёд в кромешной темноте - тоже риск. Думаю, что для моей марки предпочтительнее второе."