Найти тему
G.K.Halil

Японские бунтари. Ёдзи Ямамото

Оглавление

"Я твёрдо верю в дух авангарда - стремление высказаться против традиционных ценностей."

Ямамото - один из любимых мной японцев, не только как дизайнер, но и как человек с очень неординарным мышлением. Несмотря на авангардный дух его творчества, он стремится помочь сохранять традиционные семейные предприятия японских ремесленников, практически всё необходимое для своей работы заказывая и приобретая у них. Его коллекции пронизаны японской эстетикой и философией Ваби-саби. Но он стремится традиционное представить через своё видение, что не сразу было принято в мире моды.

Ямамото и чёрный цвет

После гибели мужа во вторую мировую на Филиппинах мать Ёдзи Ямамото больше никогда не снимала траурный чёрный цвет. Несмотря на трагичное начало, чёрный стал любимым цветом Ямамото. Для него главные геометрия и текстура, и чёрный цвет не отвлекает от них внимание.

Для Ямамото черный это сочетание скромности и благородства, непринуждённости и удобства, вместе с тем сохраняющий таинственность. Он способен чёрным цветом выразить любые эмоции.

"Но более всего чёрный - это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня." Это изначально было целью дизайнера, выросшей из желания защищать и заботиться о своей матери - защитить женщин от излишнего, ненужного внимания окружающих, одеть их в доспехи. Я бесконечно уважаю его за эту заботу. Не все женщины ставят себе целью быть замеченными любыми путями. Благодаря этому человеку я приняла свою любовь к чёрному цвету. Хотя окружающие меня, особенно мама, воспринимали его как очень мрачным, для меня это всегда был цвет уюта, комфорта и чувства защищённости.

Ямамото и Париж

В первый раз Ямамото оказался в столице моды в начале 70-х прошлого века в поисках работы в каком-нибудь модном доме. Но его работы были слишком авангардными, далекими от традиционных линий и силуэтов тогдашней европейской моды. Ямамото пришлось вернуться в Японию. Дома плоды его творчества, напротив, были приняты благосклонно. Японкам пришлась по душе его мешковатая, over size одежда. Первую свою коллекцию Ямамото также показал в Японии.

В Париж дизайнер вернулся в начале 80-х со своей новой коллекцией, воспринятой на Неделе моды критиками, мягко говоря, неоднозначно. Но зато публика устроила давку после показа в офисе, стремясь купить творения дизайнера, сломавшего, уже видимо, изрядно надоевший шаблон европейской моды. Его "Хиросима шик" прочно обосновался на модных подиумах, и не покидает его уже более 40 лет.

Ямамото и Вим Вендерс

Один из лучших документальных проектов режиссёра Вендерса "Записки об одежде и городах" 1989 года, посвящён Ёдзи Ямамото. Фильм не столько о моде и одежде, сколько о природе вещей, которые создают люди, о разных менталитетах, о прошлом и будущем, о больших городах в их жизни. Режиссёр и дизайнер в рассуждениях на эти темы, вместе создали необычный, неторопливый, полный размышлений фильм.

Для обоих творчество это непрерывный процесс, где нет вершин, а есть только путь; творчество это одновременно способ выразить своё видение и попытка угадать видение тех, для кого ты творишь. Лукавят те, кто говорит, что им не важно примут ли их труды, неважно в какой это области, или нет. Важно это. Любому творцу в здравом уме. Другое дело, нужно осознавать, что не всем твоё творчество будет нравиться. И не должно.

Ямамото и Китано

Два друга, два творца, два бессменных соавтора, так похожих в своём желании создавать нечто новое и неординарное. Эти два человека в своё время перевернули вверх дном моё мировоззрение, заставив смотреть на вещи с как можно больших сторон и избегать категоричности. Ничто неоднозначно в этом мире.

Ямамото называет себя Kitano-film freak. Эти двое совместно работали над несколькими фильмами Китано. Самый заметный из них невероятный фильм "Куклы". Невероятный ещё и потому, что Китано переделывал сценарий под костюмы, созданные Ямамото, а не наоборот, настолько они его впечатлили и он хотел чтобы они вписались в его историю.

История красного каната, которым связаны герои, из детства Китано, однажды увидевшего двух связанных между собой канатом бродяг. Этот образ, пронеся через годы, Китано воплотил в "Куклах". Для него канат в фильме был способом любовников не потерять друг друга, для Ямамото это был символ пуповины.

В процессе работы над картиной Ямамото стал отвечать не только за костюмы, но стал практически художником-постановщиком всего фильма. Получился ярчайший,глубоко философский шедевр кино. Нежелание думать в процессе просмотра фильма не принесёт зрителю никаких плодов. Но если есть настроение и желание взглянуть на мир глазами людей с совершенно отличным от западного менталитетом, то "Куклы" как нельзя лучше подойдут для этого.

P.S.

"Стало так дёшево и пафосно. Я ненавижу это. Но всё же я твёрдо верю в дух авангарда: выражать оппозицию традиционным ценностям. Это не просто юношеское чувство, я живу этим. Восстание. Только пройдя долгий путь традиций, вы сможете противостоять чему-то и найти что-то своё."

Ёдзи Ямамото.