Когда начинаешь задумываться о мотивации, которая двигает художников, то понимаешь что все непросто. Вернее, существует множество причин, которые заставляют людей браться за кисти.
Самая первая причина – это желание заработать. Но творчеством тяжело заработать много денег. Предметы искусства - это не товар первой необходимости. Хорошо оплачиваемые художники скорее исключение из правил.
Даже у знаменитых мастеров есть проблемы с финансовой стороной творчества. Получается хорошо зарабатывать чаще у ремесленников, которые осознанно делают коммерческие работы.
Ко второй причине можно отнести желание прославится, когда художник целенаправленно движется к созданию своего имени, бренда как говорят сейчас.
В таком случае, ему не важны деньги. Главное, чтобы его имя было на слуху. Он много дает интервью, дарит работы известным людям, приглашает их к себе в мастерскую. Организовывает пиар компанию вокруг себя, ездит с выставками по всей стране. Он скорее тратит, чем зарабатывает. Наглядный пример такого художника – это Никас Сафронов.
Третьим художникам важно войти в историю изобразительного искусства. Они стараются найти темы с общечеловеческим контекстом. Темы, которые интересны вне времени, с философским звучанием. Такие художники тщательно отбирают сюжеты, стараясь работать в одном направлении. Если тема деревни, то ее решают только в определенном ключе. Например, уходящая натура.
Есть художники, которые всем своим творчеством доказывают, что они лучше всех или, по крайней мере, лучше своего отца. Здесь основной мотив творчества это соперничество, даже иногда неосознанное самим художником.
Некоторые художники пишут потому, что их обязывает положение, они возглавляют Союз художников или преподают. Когда-то они активно писали, а теперь просто поддерживают свое имя. Знаю преподавателя по рисунку, который написал за свою жизнь всего штуки три работы.
Иногда людям важно донести свои мысли, знания о мире и они делают это через свое творчество, картины. Такие работы можно узнать по сложным композициям, сугубо философским или славянским сюжетам. Они выступают как иллюстрация к представлениям художника об окружающем мире. К таким работам печатается текстовое сопровождение, которое помогает понять смысл изображенного на картине.
Знаю художников, которые все свое творчество посвятили отрабатыванию психологической травмы. Один пишет работы о матери, которая рано ушла из жизни, и он чувствует свою вину в этом. Другой много писал женщин в стиле «ню», не справляясь с той ролью, которую себе отвел в жизни.
Некоторые занимаются живописью от скуки или потому что модно, ведь чем-то надо заниматься в свободное время, которого много. Наглядный пример Васильева.
Ну и наконец, мотив заниматься творчеством - это само творчество. Есть люди, которых немного, но им нравится сам процесс творчества. Они пишут, потому что не могут не писать. Им хочется выплеснуть на полотно свои эмоции, чувства, свое виденье реальности.
Такие художники не задумываются в момент творчества ни о чем: ни о славе, ни о деньгах. Они счастливы тем, что могут писать, рисовать или лепить.
Я очень позитивно отношусь к любым мотивам, которые поднимают человека заниматься творчеством. Это ведь здорово, и не важно, что именно выступило первоначальным толчком.
Тем более, что часто мотивы перемешиваются и пересекаются. Так что вопрос сложный: для чего люди занимаются творчеством. Главное, чтобы занимались.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.