Найти тему
Разве нет?

Что особенного в статистике Адольфа Кетле?

Бельгийский астроном и математик Адольф Кетле известен в истории криминалистики меньше, чем Видок или Бертильон, однако он ввел в науки о преступности свои методы. Коньком Кетле была статистика, и он начала искать её практическое применение в обществе. Так он сформулировал переход социальной статистики от сбора и количественного описания данных к установлению постоянных корреляций показателей, или статистических закономерностей. В 1831 году Кетле опубликовал труд «Исследование преступной тенденции в разных возрастах», где излагал свое видение преступлений и наклонности к противозаконным деяниям. 

Конечно, Кетле не был профессиональным полицейским, но успешно развил свою теорию о преступных наклонностях. По его словам, каждому человеку присуща известная наклонность или склонность к преступлению, которая при наличии определенных условий превратит его в преступника. Исследуя статистику устойчивых числовых корреляций между видами преступлений, полом преступника, его возрастом, происхождением, местом проживания и т.д., Кетле сделал вывод, что определенное число и определенные виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Это было невероятно, как и любая холодная констатация неизбежности. 

Кетле установил, что из года в год число браков, преступлений, самоубийств практически не меняется. Между числом браков, заключенных в среде различных возрастных групп, точно так же, как между числом браков в среде различных классов и сословий, колебания незначительны. Число браков холостых с вдовами, вдов с вдовцами, девушек со стариками, юношей со старухами и т.д. тоже повторяется из года в год в одинаковых пропорциях. Этот принцип затрагивал и самоубийц: они каждый год стрелялись, вешались, топились, отравлялись в определенных пропорциях. Причем существовали отдельно женские и мужские способы самоубийства, и эти пропорции тоже не нарушались. 

Так же обстояло дело и с преступлениями: не только общее число преступлений не менялось из года в год, но и соотношение типов преступлений. Число преступлений против собственности было так же неизменно, как неизменно число преступлений против личности. Как бы это странно ни звучало, но убийства, разбои, грабежи, подделки документов и другие нарушения закона совершались из года в год в соответствии с некой заданной природой неизвестной системой. Каждый год тюрьмы наполняются определенным количеством представителей названных «профессий» в определенной, никогда не нарушаемой пропорции. Могло ли это быть совпадением или все-таки речь шла о научном открытии — установлением некой закономерности, общественной системы? 

Кетле открыл постоянство, с которым ежегодно происходили одни и те же преступления в одинаковом количестве и с одинаковым наказанием. Так он пришел к выводу, что «есть бюджет, который уплачивается с ужасающей правильностью; это — бюджет темниц, каторги и эшафотов; об уменьшении этого-то бюджета следовало бы особенно позаботиться». 

Отчасти это напоминало открытую много позже теорию вероятности. Кетле считал, что, коль скоро эта теория существует, её необходимо применить к изучению явлений общественной жизни. Это был первый шаг к зарождению статистики преступности. До 1879 года лишь немногие ученые пытались выявить социальные, биологические, психологические корни преступности и установить её динамику. И главным из них стал Адольф Кетле, посвятивший этому несколько десятилетий своей жизни.