29 января 1932 года с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде сошел первый автомобиль «НАЗ-АА» – будущая легендарная «полуторка». 7 октября город был переименован в Горький и машины получили марку «ГАЗ». К 1933 году завод уже выпускал по 60 грузовиков в день.
Грузоподъемность машины составляла 1,5 тонны, за что грузовик назвали «Полуторкой». Часто они эксплуатировались с перегрузом и перевозили заметно больше.
В 1938 году «Полуторки» получили более мощный двигатель, надежный кардан, новый рулевой механизм и обозначение ГАЗ-ММ. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.
ГАЗ-АА не был копией «Ford-АА». Советский грузовик получил усиленные картер сцепления и рулевой механизм, бортовой кузов, металлическую кабину. Он отличался простотой конструкции, высокой проходимостью, обладал фантастической выносливостью, ремонтопригодностью. Мотор ГАЗ-АА был неприхотлив, работал на низкооктановых сортах бензина и даже на керосине. Автомобиль был дешевым и изготавливался по передовой конвейерной технологии. С 1933 года ГАЗ-АА собирался полностью из отечественных комплектующих.
Масса – 1810 кг
Грузоподъемность – 1500 кг
Экипаж – 2 человека
Колесная формула – 4х2
Мощность двигателя – 40 л.с.
Коробка передач: 4 – вперед, 1 – назад
Скорость по шоссе – до 70 км/ч
Запас хода по шоссе – 215 км.
На 22 июня 1941 года грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ составляли почти 60% автопарка Красной Армии. Главным качеством довоенной «полуторки» была её простота. В годы войны их упростили до предела - выпускалась военная версия ГАЗ-ММ-В без бамперов, глушителей, передних тормозов, откидных бортов, с кабиной без дверей и с одной фарой.
«Полуторки» были «рабочими лошадками» фронта и тыла. Они доставляли на передовую подкрепление и снаряды, буксировали орудия, служили санитарными машинами, в блокадный Ленинград по «дороге жизни» возили хлеб. Они вынесли все тяготы и невзгоды войны. «Полуторка» стала одним из символов победы в Великой Отечественной Войне, таким как танк Т-34 и «Катюша».
С окончанием войны их история не закончилась. С конвейера Горьковского автозавода последний ГАЗ-ММ сошел 10 октября 1949г. За годы производства заводами «ГАЗ», «КИМ», «УльЗИС» и Ростовским автосборочным заводом изготовлено 985 000 грузовиков. 102 000 из них были собраны в годы войны.
Уважаемые читатели, прошу поддержать мой канал подпиской и коментариями 🤝🤝😊