Предыдущие посты о московском Государственном музее Востока:
Монголия: буддизм и соцреализм
Искусство народов Северной Азии
В московском музее Востока мне очень понравилась экспозиция, посвящённая Индонезия. Мы на самом деле очень мало знаем о культуре этой страны, как и вообще об Индонезии в целом. Чаще всего наши познания ограничиваются колониальной зависимостью Индонезии от голландцев, многолетней диктатурой Сухарто, тысячами островов, особенно островом Ява, ну и, может быть, рекламой кофе "Чибо" из 90-х (реклама действительно была неплохая). Люди советских поколений могут вспомнить разгром прокоммунистического путча в Индонезии в 1967 году, последовавшие затем убийства миллионов коммунистов и китайцев в Индонезии и практически полный разрыв дипломатических отношений между островным государством и СССР.
На самом деле Индонезия - это огромный компот национальностей, языков, культур, религий, климата, укладов экономики, животного и растительного мира, рационов питания и даже менталитетов! Полностью изучить такую страну невозможно (население Индонезии приближается к 280 миллионам человек!), а вот полюбоваться на экспонаты в московском музее Востока - вполне возможно и даже нужно.
Один из фирменных индонезийских видов холодного оружия - кинжал типа "крис", с прямым волнистым клинком. Эта волнистая форма - отсылка к мифической индонезийской змее по имени Нага (помните Нагайну и Нага из произведений Редьярда Киплинга?) Крисам приписывались магические свойства: они якобы могли летать по воздуху, стучать по ножнам в случае опасности и разить врагов без рук хозяина.
А это - уже сугубо мирный экспонат: куклы традиционного яванского театра теней "ваянг-пурво". Куклы изготовлены в период с середины XIX века по начало XX столетия из кожи и рогов буйвола, вот так-то! Во время представлений куклы скользят вдоль белого экрана с подсветкой, создавая картину, схожую с древними яванскими ритуалами вызова духов предков. Хотя, если кто не знает, Индонезия - мусульманская страна, ислам стал здесь господствующей религией примерно с XVI-XVII веков. А куклы, что на фото, вообще используются для постановок "Рамаяны" и "Махабхараты" - древнеиндийских эпосов, написанных на санскрите.
А это уже куклы другого традиционного театра острова Ява - "ваянг голек". Они изготовлены в том же колониальном периоде (XIX-XX века) из хлопчатобумажной ткани и дерева. Куклы в ваянг голеке не имеют ног, так как всегда делаются с юбками.
Одной из последних территорий, вошедших в состав Индонезии, стал Западный Ириан, он же Ириан-Джая, он же Западная Новая Гвинея - в общем, западная часть острова Новая Гвинея. Индонезия захватила эту территорию в 1962 году, а аннексировала её в 1969-м. Ириан-Джая - это крайняя восточная часть Индонезии и наименее развиая, это 22% её сухопутной территории, это тропические леса по соседству с заснеженными 5-тысячными горами, это людоедские племена и птица казуар (самая опасная в мире), это разнообразнейшая флора и фауна, это повстанцы-папуасы и яванские мигранты... Интересный край, что и говорить.
В примитивных культах народов Ириана важное место занимает культ предков. Очень часто он выражается в форме тотемов. Эти тотемы в экспозиции музея Востока сделаны в ХХ веке.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!