Сегодня 6 июня исполняется 222 года со дня рождения "нашего всего" - гения русской и мировой литературы, основоположника русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
Некоторые мои публикации появились на основе невыдуманных забавных и серьёзных читательских вопросов, мнений, впечатлений о прочитанном (а работаю я в библиотеке). Так и в этот раз.
Начались летние каникулы. Дети получили списки литературы для чтения на лето. И вот два семиклассника, листая сборник "Избранное" А. С. Пушкина, нашли стихотворение, вызвавшее у них живейший интерес и еле сдерживаемый смех. Ребята отправились с книгой в читальный зал, где "предались безудержному веселью".
Развеселила же ребят едкая эпиграмма Александра Сергеевича, адресованная Аглае Давыдовой.
Аглая Антоновна Давыдова (1787 – 1847) - супруга двоюродного брата Дениса Давыдова Александра Львовича - генерал-майора в отставке. Аглая - француженка по происхождению, дочь герцога де Граммон. Она была на 14 лет моложе мужа, с которым познакомилась семнадцатилетней девушкой в 1804 году в Митаве, центре французской эмиграции в России. Аглая характеризовалась как особа
"весьма хорошенькая, ветреная и кокетливая, ...как истая француженка, искала в шуме развлечений средство не умереть со скуки в варварской России"
У Дениса Давыдова есть стихотворение 1809 года, адресованное прекрасной Аглае:
…Мать страшится называть тебя
Сыну, юностью кипящему,
И супруга содрогается,
Если взор супруга верного
Хотя раз, хоть на мгновение
Обратиться на волшебницу.
С Аглаей Давыдовой Пушкин встретился в селе Каменка Чигиринского уезда Киевской губернии, имении Е. Давыдовой, матери мужа Аглаи - Александра Львовича. Это был период так называемой южной ссылки Пушкина. Приезд поэта в Каменку с разрешения благоволившего к нему кишиневского начальника генерала И. Инзова датируется 18 – 22 ноября 1820 года. Пребывание Пушкина в гостях затянулось до 3 марта 1821 года. Здесь Александр Сергеевич и пережил очередное романтическое увлечение.
Во время пребывания Пушкина в Каменке 33-летняя Давыдова всё ещё была очень привлекательна, и между нею и 21-летним Пушкиным возник непродолжительный роман.
Интересно, что стихи Пушкина, посвящённые Аглае, написаны уже после того, как романтическое увлечение поэта закончилось, а на смену ему пришло нескрываемое чувство неприязни.
5 стихов данного цикла ( "Кокетке", Эпиграмма "Оставя честь судьбе на произвол…", "A son amant Egle sans resistansce…", "J’ai possede maltresse honnete…", "Иной имел мою Аглаю…") написаны приблизительно в одно время и являют собой уникальный случай в творчестве Пушкина: он едко уничижает Аглаю Давыдову. Подобным образом он не поступал ни с одной женщиной из тех немногих, что в силу каких-либо причин становились в разное время объектом его неприязни. Все стихотворения являются примером откровенной грубости и даже непристойности. При этом Пушкин не делал из них секрета и стихи, по-видимому, доходили до Аглаи.
Что касается завершающего стишка-посвящения Аглае, а именно эпиграммы "Иной имел мою Аглаю…", то Пушкин поделился им со своим младшим братом Львом Сергеевичем:
"…вот тебе еще эпиграмма, которую ради Христа не распускай, в ней каждый стих – правда".
Именно эта правдивая эпиграмма и попала в сборники избранных произведений Пушкина и вызвала радость и веселье у читателей нашей библиотеки)).
И в завершение несколько слов о судьбе Аглаи, подвергшейся массированной атаке пушкинских острот. В конце 1820-х годов Аглая Давыдова со своими дочерьми уехала в Париж. Через некоторое время после смерти мужа в 1833 году вышла замуж за генерала Ораса Себа де ля Порта, впоследствии ставшего министром иностранных дел Франции. Умерла Аглая в 1847 году в возрасте 60 лет через 10 лет после Пушкина...