На землях нынешнего африканского государства Бенин почти два столетия назад существовала страна под названием Дагомея. В середине 19-го века она переживала расцвет и именно тогда с ней лучше всего познакомились европейцы, в частности, в 1861-ом году по приглашению короля Дагомеи Глеле миссионер Франческо Боргеро из Испании посетил страну и даже имел честь лицезреть военный парад. Он оставил воспоминания об этом событии, а именно – о дагомейских амазонках, женщинах-воинах, благодаря которым и прославилась эта страна.
Итак, Дагомея была государством, где воинская служба и армейские традиции – основа всей жизни страны. По этой причине европейцы называли Дагомею «Черной Спартой». Основу всей армии государства составляли женщины-воительницы, удивительно умелые и яростные в бою, но кровожадные и жестокие. Страна жила за счет захватнических войн с соседями, набегов на соседние земли за рабами и грабежа окрестных племен. Военные походы начинались каждой весной, кода воительницы разоряли близлежащие страны. Захваченных рабов обычно продавали (прибыль с работорговли была основой экономики Дагомеи), хотя некоторых из пленных оставляли себе для тяжелых работ или приносили в жертву своим духам и богам. На вырученные деньги короли Дагомеи закупали необходимые для жизнедеятельности товары, но самое главное, на эти средства велись закупки оружия и боеприпасов у европейцев.
Несмотря на то, что наибольшего расцвета Дагомея достигла именно к середине 19 века, страна существовала задолго до обозначенного периода. Сами африканские амазонки известны с 17 столетия, хотя в то время они, видимо, были лишь охотницами на слонов. Одна из теорий гласит, что король Дагомеи однажды увидел то, как ловко девушки охотятся на этих могучих и опасных животных, и решил создать из них бесстрашных воительниц для сражений с соседними племенами.
Так или иначе, на рубеже 18-19 веков дагомейские воительницы уже представляли собой серьезную силу. Это были хорошо обученные солдаты, проходившие жесткий отбор и постоянные тренировки. Для службы набирались девочки возрастом от 8 лет, впрочем, в армию можно было вступить и добровольно. Подготовка представляла собой суровые испытания, где девушек заставляли терпеть боль, морили голодом и холодом, их учили быть сильными и выносливыми, жестокими и преданными королю. Одним из элементов тренировок была отправка воительницы на 10 дней в джунгли. При этом, у девушки не было ничего, кроме мачете, а опасность там таилась на каждом шагу. Пройдя через все испытания, девушка фактически становилась машиной для убийства.
Полки амазонок никогда не отступали в бою, они были фанатично преданными королям Дагомеи, а если ситуация складывалась плохо, то гибли все до единой. В стране подразделения амазонок были, можно сказать, священными.
Изначально амазонки Дагомеи были вооружены копьями, а также короткими ножами и ножами на древке. К началу 19 века полки амазонок были укомплектованы голландскими мушкетами и ножами-мачете, а к концу столетия у них появилась даже своя артиллерия, закупленная у немцев. Внешний вид у амазонок был весьма разнообразен, хотя практически у каждой был амулет, отгоняющий злых духов, а женщины-офицеры носили рогатые шлемы для устрашения противника.
Помимо войн, амазонки Дагомеи выполняли еще множество разных функций в государстве: и полицейские, и карательные, и разведывательные (например, среди них было много шпионов, они частенько заманивали интересующих мужчин в постель и таких нехитрым способом добывали нужные сведения), охраняли королевский дворец и персону короля.
У короля Дагомеи и амазонок были особые взаимоотношения. После того, как девушка побывала в бою, она становилась ему женой 3-го ранга. С тех пор ни один мужчина не имел права смотреть на такую женщину. Когда полки амазонок шли по городам и селам, об этом предупреждали люди, бьющие в гонг, таким образом, всем мужчинам необходимо было как можно скорее уйти с пути воительниц подальше. Если кто-то из мужчин все же желал посмотреть на амазонок и не отходил, то он приговаривался к смертной казни.
История Дагомеи и ее амазонок закончилась в 1892-ом году в битве за столицу королевства. В сентябре французские войска вместе с Иностранным легионом собрались взять город, но в 50 км от него встретили войска Дагомеи. В какой-то момент французы просто опешили, ведь войско состояло из женщин. В рядах европейцев возникло замешательство, которое вскоре прошло, ибо воительницы яростно налетели на французов и перебили многих из тех, кто стоял в первых рядах. Вид однополчан, которым амазонки резали головы и гениталии прямо на поле боя, тут же отрезвил французов. Конечно, более обученная и хорошо вооруженная европейская армия в конечном итоге победила амазонок, перебив их практически полностью, но цена такой победы была страшной. Об этом последнем бое сохранил свои воспоминания участник тех событий, дивизионный генерал французской армии Альфред Амеде Доддс.