Впервые в истории ГМИИ им. Пушкина в главных залах музея располагается масштабная выставка медиаискусства. Кто такой Билл Виола, что общего у видеоарта и Караваджо, и почему выставка «Путешествие души» – это обо всех нас? Давайте разбираться.
Видеоарт в Пушкинском
Этой весной Пушкинский удивил как поклонников классического искусства, так и адептов цифрового творчества: первых – обращением к теме видеоарта, вторых – масштабностью выставки. В главных залах главного здания музея расположились более 20 работ одного из самых титулованных современных художников Билла Виолы. Американец Виола стоял у истоков видеоарта ещё в 1970-е годы и на сегодняшний день является признанным мастером данного направления. Персональная выставка «Путешествие души» объединяет работы, созданные художником в период с 2000 по 2014 год; несмотря на стремительность развития цифровых технологий, экспонируемые работы Виолы выглядят максимально современно и даже визионерски. Чтобы вообразить картину в стиле видеоарт, представьте плоскую панель размером с экран телевизора, которая висит на стене и демонстрирует видеозапись. Что именно проецируется на экране – тема отдельного обсуждения.
Старые мастера и смартфоны
С первых минут атмосфера выставки если не ошеломляет, то кажется крайне необычной: в залах царит приглушенный свет, нет экскурсионных групп (это было пожелание самого Виолы), под картинами — минимум поясняющего текста. Лишь в благоговейном полумраке мерцают видео-триптихи — возникает причудливая ассоциация с христианским храмом или даже языческим святилищем. С видео-полотен на посетителя смотрят люди: изумленные и спокойные, страдающие или умиротворенные, но неизменно испытывающие сильные эмоции или состояния. Люди идут, лежат, стоят по-одному или целыми группами — этим, в том числе, обуславливается разнообразие положения и размера экранов (“Трансфигурации”, “Церемония”). Часто полотна Виолы имеют вытянутую вертикальную форму, что вместе с видеорядом напоминает экраны смартфонов. Диджитал-упаковке противостоит содержание работ, вдохновленное картинами старых мастеров: от религиозных сюжетов ренессанса (“Комната Катерины”) до светотени Караваджо (“Квинтет изумленных”).
То, что нас объединяет
В состояние, близкое к трансу, зрителя погружает медитативность работ Виолы: действия на экранах сильно замедлены, каждое видео длится от 5 минут до получаса (что физически держит посетителя дольше, чем обычная картина). Ощущение пантеизма на выставке создают 4 стихии (серия «Мученики»), особенно воды, которую художник воспринимает как источник жизни. Воды у Виолы настолько много, что позавидовал бы сам Тарковский: она льется медленными струями, окружает объект и даже течет снизу вверх (“Водные портреты”, “Омовение”, “Тристан”). Главное - все эти средства служат одной цели: изобразить человека в разных состояниях, что позволяет зрителю отрефлексировать собственные эмоции. При этом Виола делает переворот в мире классического искусства: на иррациональные чувства не накладывается рациональный нарратив (я считываю эмоции героев, но они не связаны с конкретным историческим контекстом). Таким образом, творчество Виолы обращается к архетипическому, что позволяет каждому человеку трактовать работы художника, исходя из собственного опыта.
Итог
Выставка Билла Виолы “Путешествие души” станет отличной возможностью познакомиться с искусством будущего - медиа-артом, но не испугает радикальностью благодаря отсылкам к классической живописи и обращению к эмоциональной жизни человека. Выставка вряд ли зарядит вас энергией и позитивом - скорее заставит замедлиться, выдохнуть и переосмыслить переживаемые состояния. Не зря говорят, что человеческую душу успокаивает созерцание огня и воды… теперь и в диджитал.