«Ревизор» - социально-политическая комедия. В ней раскрывают пороки как чиновников уездного города, так и мелкого чиновника из Санкт-Петербурга, лжеревизора, Ивана Александровича Хлестакова. Обратим внимание на последнего героя.
Мы встречаем его в трактире, погрязшего в долгах, без денег. Он не может заплатить даже за обед. Слуга Осип раскрывает сущность своего хозяина.
Он любит «в каждом городе» показать себя, поэтому быстро растрачивает все деньги, присланные ему отцом. Действительно, в доме Городничего он рассказывает о себе то, во что и поверить невозможно, что и «с Пушкиным на одной ноге», что суп ему доставляют из Франции и подобные парадоксальные вещи. Но все со страхом внимают ему и верят в каждое его слово.
С темой растраты денег связано и то, что Хлестаков – картежник («С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался!»). Гоголь показывает, что и чиновники уездного города грешат тем же, что и Иван Александрович. Они так же распоряжаются деньгами: Хлестаков бездумно тратить отцовские деньги, а Городничий тратит выделенные на постройку церкви средства, а сам просит сказать ревизору, что она сгорела. Антон Антонович, накануне игравший в карты с Лукой Лукичом, клянется Хлестакову, что «карт и в руки никогда не брал».
В отличие от Сквозняк-Дмухановского, Земляники и прочих, Иван Александрович предельно честен. Это Добчинский, и Бобчинский увидели в нем ревизора, приехавшего в город инкогнито. Иван Александрович наивно полагает, что такое отношение чиновников к нему из-за него самого. Он же верит в те вещи, которые говорит о себе. В ремарке автор говорит о Хлестакове, что он «говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты».
Хлестаков – «пустой» человек. Для него главное в жизни – «срывать цветы удовольствия», поэтому он не моет выбрать, за кем волочиться, за женой или за дочерью Городничего, и волочится за обеими. Существенная разница между тем, кто он есть на самом деле (по словам Осипа, «елистратишка») и тем, кем хочет и казаться или даже кем себя сам представляет. Подобный порок наблюдается и Антон Антоновича, и у его жены, например, когда они размышляют о своей жизни после замужества дочери.
Таким образом, в Хлестакове воплощены следующие общечеловеческие пороки: глупость, стремление к праздной жизни, расточительство, хвастовство.