Пример сочинения 17.1 ЕГЭ по литературе
«Шинель» - эпическое произведение Н.В. Гоголя, относящееся к литературному направлению реализм. В центре повествования – образ Акакия Акакиевича Башмачкина, представляющий собой литературный тип «маленького» человека. Рассмотрим, каково авторское отношение к этому герою повести.
Башмачкин – бедный чиновник, влачащий жалкое существование. Он живет в своем маленьком замкнутом мирке. Коллеги унижают его. И он старательно выводит буквы на бумаге, это единственное удовольствие, которое он получает от жизни: «В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Таким образом, в экспозиции представлено подробное жизнеописание Акакия Акакиевича, который, кажется, не понимает трагизма своего существования . Н.В. Гоголь с сочувствием относится к герою, который беззащитен, как перед людьми, так и перед любыми жизненными трудностями. Вспомним, как Башмачкина попросили переписать бумагу, переделав в ней глагольные формы, и он не справился с этим поручением.
Также писатель показывает, что одинокое существование Акакия Акакиевича в жестоком мире не убило в нем человечность, его душа не очерствела. А приобретение новой шинели становится его мечтой, стремление к этому наполняет его жизнь особым смыслом. Чувствуется, с какой любовью и нежностью Гоголь описывает незлобивость, доброту Башмачкина, его неподдельную радость от осуществления его мечты: "...скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся..." Меняется внутренний мир Акакиевича Акакиевича, его отношение к жизни (он, скорее всего, впервые в жизни идет в гости). Коллеги-чиновники начинаю относиться к нему по-другогому.
Николай Васильевич Гоголь описывает холодный Петербург. Ветер пронизывает все насквозь. Кажется, здесь у героя нет возможности стать счастливым. В один миг мечта и жизненная наполненность Башмачкина разбиваются: его грабят, унося самое дорогое в прямом и переносном смысле – шинель. Писатель с состраданием относится к старику, которого унижают и оскорбляют: Все люди, у которых он просит помощи, оказываются равнодушны к его беде. Гоголь, используя элементы фантастики, превращает «маленького» бесправного человека в призрака. Происходит трансформация героя - из кроткого доброго человека в одержимого местью призрака: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не нужное».
Таким образом, Н.В. Гоголь в повести «Шинель» относится к своему герою с сочувствием, с состраданием, а также с любовью и нежностью к его положительным человеческим качествам.