Найти тему
ЕГЭ по литературе

Кто из гоголевских персонажей запомнился Вам более других и почему? (С опорой на анализ текста поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Пример сочинения 17.1 ЕГЭ по литературе

«Мертвые души» - поэма Н.В. Гоголя, написанная по принципам литературного направления реализм. Это обусловлено тем, что авторский замысел заключался в изображении писателем пороков современной ему русской действительности. Больше всего в этом лироэпическом произведении мне запомнился Плюшкин.

Это последний помещик, с которым мы знакомимся в произведении. В отличие от Манилова, Собакевича, Коробочки, Ноздрева, автор знакомит читателя с прошлым своего героя. Сейчас Плюшкин, по меткому прозвищу, данному ему крестьянами, «заплатной», но когда-то он был крепким хозяйственником, к которому люди обращались за советом. У него была семья, дети. Благодаря ретроспекции, мы видим этого помещика в развитии. Кто виноват в том, что Степан Плюшкин превратился в «прореху на человечество? Что послужило поводом для этого? Вопросы риторические.

Имя этого литературного героя стало нарицательным, олицетворяющим болезненную скупость. Крестьяне Плюшкина «мрут как мухи», бегут прочь от своего помещика, а он все собирает ненужный хлам, экономя не только на окружающих, но и на себе. Его духовную опустошенность подчеркивается отношением к людям: такие детали, как одни сапоги на всех крепостных, и старый сухарь, предлагаемый гостю, свидетельствуют о полном разрыве русского помещика с людьми, с жизнью. Плюшкин не живет, а существует, и смысл его существования – подобранная им старая тряпка, осколок или подошва.

Имя этого литературного героя стало нарицательным, олицетворяющим болезненную скупость. Крестьяне Плюшкина «мрут как мухи», бегут прочь от своего помещика, а он все собирает ненужный хлам, экономя не только на окружающих, но и на себе. Его духовную опустошенность подчеркивается отношением к людям: такие детали, как одни сапоги на всех крепостных, и старый сухарь, предлагаемый гостю, свидетельствуют о полном разрыве русского помещика с людьми, с жизнью. Плюшкин не живет, а существует, и смысл его существования – подобранная им старая тряпка, осколок или подошва.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Плюшкин выделяется в галерее омертвевших помещичьих душах. Его скаредность вызывает недоумение, и негодование, а он сам – и жалость, и презрение. Мне бы хотелось узнать, как писатель планировал показать нравственное возрождение героя.