Решение, принятое 14 апреля Президентом США Байденом, о выводе войск из Афганистана к 20-й годовщине теракта 11 сентября, породило нервозность в странах-соседях. Одни нервничают по-тихому, другие публично.
Рассуждая на тему «кому первому мало не покажется», когда в Кабуле сменится власть и какое направление во внешней политике нового Афганистана будет определяющим, стоит сразу исключить Иран и Пакистан, как маловероятное направление экспансии, а вот Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и примыкающий к ним Китай стоит внести в группу потенциального риска.
Первым в Москву прилетел Президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Мне неизвестно что он 8 мая просил на переговорах у Путина, но Таджикистану, совершенно очевидно, пообещали помощь. В Душанбе оживилась политическая жизнь, благо, что Таджикистан в текущем году председательствует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
27 апреля Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с главой военного ведомства Республики Таджикистан генерал-полковником Шерали Мирзо в рамках заседания Совета министров обороны государств-участников ОДКБ в Душанбе.
«На фоне деградации обстановки в соседнем Афганистане осуществляем планирование совместного отражения возможных угроз, отрабатываем вопросы практического взаимодействия в ходе учений», — сказал Министр обороны России, - «С учетом этого оказываем поддержку таджикистанской стороне. Уделяем повышенное внимание двустороннему сотрудничеству в области обороны, а также функционированию 201-й российской военной базы».
18-19 мая Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров посетил Республику Таджикистан и принял участие в заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ. Особое внимание в ходе переговоров было уделено углублению связей в торгово-экономической, военно-технической и культурно-гуманитарной сферах, а также проблематике региональной безопасности с акцентом на нестабильную ситуацию в Афганистане, примыкающем к зоне ответственности ОДКБ в Центральной Азии.
Анализируя события, становится понятно, что Россия не оставит Таджикистан один на один с новой угрозой. Россия оказывает безвозмездную помощь Таджикистану в подготовке 500 офицеров и 1000 младших специалистов.
Опыт длительной обороны протяженной таджикско-афганской границы у России имеется. На новом витке истории это будет осуществляться уже не силами пограничных войск непосредственно на границе, а силами армейских подразделений, придающих уверенности таджикской национальной армии.
Стоит прогнозировать численное увеличение российской военной группировки в Таджикистане.
За Таджикистан можно не переживать, там справятся, а что на других участках? Больше всего беспокоит нейтральная Туркмения, но про это в следующий раз.