Найти тему
Елена Чудинова

Подводные камни фольк-культур

С лимитрофами иметь дело - каши надо накушаться заранее. Уж на что у нас вагон печального наследия ХХ века, но у них набор усложняющих жизнь комплексов таков, что позавидовать трудно.

Те, кто миновал феодальные времена без собственной аристократии, не имеют так называемого "дворянского периода", который в XIX веке определял самосознание наций. В поспешном делании собственных культур, лимитрофы обращаются к пластам простонародным, позиционируя их как народные. А это, мягко говоря, не совсем так.

Хотя спора нет - без крестьянской культуры общая сумма тоже не получается.

Но не всем повезло эту самую культуру крестьян сохранить к нынешнему веку как самостоятельную. Как правило она давно уже сработала, как и дворянская, давно сделалась частью общей. Поэтому горожане, кинувшиеся в мистическую деревню, выглядят, как правило, препечально.

Поясним. Сельская культура - это культура прежде всего внеписьменная. Новгородская береста, скорее, исключение. Но никакое общество вне способов передачи информации не живет. Они просто иные.

-2

К примеру, на этом известном всем жителям Тюмени доме (я о нем здесь писала) форма оконных наличников сообщает, что в доме растут невесты. (Они и росли, на момент постройки - Виринея и Филонида). Добрые молодцы берут сообщение на заметку. А нам эти наличники не скажут ничего, кроме того, что резчик свое дело знал.

Прически, одежда - всё это было библиотеками информации, ныне актуальной лишь для фольклористов. До нас дошли крохи. К примеру, что одна коса - обладательница девица, две косы - замужняя женщина. Что подумали бы те женщины, глянув на сегодняшние толпы с остриженными косами, это зазорно и упоминать.

Людям, заставшим еще сельское поколение, конечно, удивительны подобные парады. "Когда на трибуну рады поднимается депутат-мужчина, чья вышиванка сообщает, что он - женщина замужняя и носит под сердцем третье дитя, это всё же выглядит немножечко странно", сказала одному знакомому пожилая родственница из Малороссии.

Впрочем, когда позорище перестает быть понятным для участников, оно ведь уже и не позорище?

Я в символах малороссийской вышивки не разбираюсь, мне это решительно ни к чему. Но у нас, в стране, где все составляющие культуры давным-давно соединились и дали фантастические плоды, фольк-символы, к сожалению, играют роль политического маркера. Указывая на антироссийскую ориентацию, разумеется.

Выражается это порой столь причудливо, что в завершение поделюсь перлом своей коллекции. Это дивно. Это еще восхитительнее, чем Прохан со штыком. Я считаю, этот потомственный пыльный шлем заслуживает роли символа "либеральных" оппозиционеров.

-3

А о лимитрофах мы еще поговорим.

изображения взяты из открытого доступа, кроме "Дома счастья".