Найти в Дзене

Кто придумал перегружать звук. История Distortion.

Хотя правильнее сказать: "История Overdrive", но мы живем в России, и тут "Дисторшн" как-то лучше прижился. Но в любом случае эффект важный, так как повлиял на формирование целого жанра. А значит нам пора окунаться в прошлое. Многие из нас, насмотревшись трилогии "Назад в Будущее" считают, что Рок-Н-Ролл и характерный "перегруженный" саунд изобрел Чак Берри, с подачи Марти Макфлая. Я же, каким-то неведомым образом считал, что овердрайв придумал Эрик Клэптон, выкручивая ручку громкости гитарного усилителя на максимум. Это воспоминание осталось у меня еще со студенческих времен, когда в репетиционной каморке не хватало усилителей и приходилось втыкать гитару в микшерский пульт. Выкрутив Гейн на максимум я получал такой легкий овердрайв, на что коллеги по группе козыряли знаниями, мол "делаешь, как Клэптон". Кощунственно, конечно, мы относились к оборудованию😅 Но как же я удивился, начав изучать вопрос (а статьи про историю "дисторшна" в интернетах имеются) и обнаружив, что подтверждения

Хотя правильнее сказать: "История Overdrive", но мы живем в России, и тут "Дисторшн" как-то лучше прижился. Но в любом случае эффект важный, так как повлиял на формирование целого жанра. А значит нам пора окунаться в прошлое.

Педаль перегруза между эквалайзером (слева) и октавером (справа)
Педаль перегруза между эквалайзером (слева) и октавером (справа)

Многие из нас, насмотревшись трилогии "Назад в Будущее" считают, что Рок-Н-Ролл и характерный "перегруженный" саунд изобрел Чак Берри, с подачи Марти Макфлая. Я же, каким-то неведомым образом считал, что овердрайв придумал Эрик Клэптон, выкручивая ручку громкости гитарного усилителя на максимум. Это воспоминание осталось у меня еще со студенческих времен, когда в репетиционной каморке не хватало усилителей и приходилось втыкать гитару в микшерский пульт. Выкрутив Гейн на максимум я получал такой легкий овердрайв, на что коллеги по группе козыряли знаниями, мол "делаешь, как Клэптон". Кощунственно, конечно, мы относились к оборудованию😅

Но как же я удивился, начав изучать вопрос (а статьи про историю "дисторшна" в интернетах имеются) и обнаружив, что подтверждения этим историям я найти не могу. Плюс сама эпоха перегруза звука началась еще в конце сороковых, когда Клэптоном даже не пахло. Самую раннюю запись, сделанную с прото-дисторшном, которую мне удалось найти (да и которую помнит интернет) записал Боб Уиллис в песне "Буги Боба Уиллиса" (тщеславненько). И это был 1947 год. Хотя, судя по википедии (на которую ссылаться стыдно, но я все же это сделаю) эксперименты со звуком начались еще раньше.

А если говорить о первой рок-н-рольной записи, где перегруженная гитара явно выбивается своим необычным звучанием (да и вступительный рифф тоже станет характерным для этой музыки), то это будет Гори Картер и песня "Rock Awhile".

Кстати и сам "овердрайв" появился потому, что гитарные усилители еще не были поставлены на поток и качество звука (и компонентов) было на порядок ниже, чем сейчас. Вот почему ручка громкости, если вывернуть ее на максимум, давала характерную обрезку пиков звуковой волны и звук становился "грубым, жестким и визжащим".

Но это был не единственный способ получить особое гитарное звучание. Музыканты часто "калечили" динамики усилителей, чтобы сделать звук еще грязнее. Так, кстати, получилась знаменитая песня The Kinks "You Really Got Me" — гитариста не устраивал звук и он просто порезал динамик. И это уже настоящий Прото-рок.

Эволюция не такая быстрая штука, в отличие от революции (которую произвел подобный звук и развитие мощности усилителей). Так что не мудрено, что первую Fuzz-педаль (еще одно название для семейства overdrive эффектов) сделали только в 1962 году. Конечно я имею ввиду не единичные экземпляры, а вполне потоковый прибор Maestro FZ-1 Fuzz-Tone.

Кстати популяризировал ее Кит Ричардс в знаменитой "I Can't Get No Satisfaction"

Но на самом деле эффект гитарного перегруза уже завоевал мир и музыка плотно шла к тому, чтобы звучать на стадионах. Не так, как первые концерты "Битлз", когда оборудование было слишком тихим и не могло перекричать шум толпы, а к настоящим стадионным концертам с их гимноподобными песнями. И дисторшн сыграл в этом далеко не последнюю роль.

Подписывайся на Telegram канал "Записки Аранжировщика", слушай подкаст «Слышь!» и делай музыку с кайфом✌️