Все что я напишу - исключительно мое видение, максимально честное, ибо нет смысла писать иначе.
Я считаю, что доктор Курпатов выполняет значительную роль в этом мире, донося до масс эти важнейшие знания о работе мозга и психики. Пусть прогнозы в его книгах, как правило, малоутешительные, но я поняла его точку зрения, и она отлично ложится на мое мировосприятие, на которое, к слову, сильно повлияла фраза более старшего и мудрого знакомого "ты думаешь, что дальше будет легче? нет, дальше будет только сложнее". И я приняла это как факт. И эта фраза сделала меня сильнее, потому что я подсознательно уже готова к этому усложнению и утяжелению, но стараюсь всегда верить в лучшее.
Почему я решила прочесть книгу
Книгу я купила сначала в подарок сестре, т.к. видела, что порой ей тяжело в родительстве, и что она часто отстраняется от ребенка, а ребенок от нее. "Тут что-то не так, и надо помочь" подумала я, и положила книгу в корзину интернет-магазина. Но позже муж отговорил меня дарить книгу (т.к. сестра может обидеться) и посоветовал сначала прочесть самой. Так я и сделала, и по итогу могу сказать, что очень рада этому, хотя порой было сложно читать ее (вспомнились какие-то совершенно забытые детские травмы и обиды).
О книге
Книга достаточно большая, 430 страниц.
И первое что хочется отметить - это иллюстрации. Они замечательные! Порой кажется, что книгу можно было бы выпустить исключительно в картинках - настолько они полноценно и четко выражают тот или иной смысл.
Прикреплю примеры (заметьте, взрослые на иллюстрациях - 3Д и с принтом, а дети - 2Д и полностью белые):
Это вторая книга Курпатова, которую я прочла. Поэтому разговорный стиль текста был неудивителен, хотя я долго привыкала.
Книга поделена на главы, которые постепенно погружают в особенности мышления детей разного возраста. И попутно с этим внедрены главы про цифровую среду - наше настоящее и будущее.
То, что мне запомнилось
Эту книгу я читала без конспектирования, о чем, конечно же, пожалела. Но всегда после прочтения книг остается кусочек, который усвоился и стал частью тебя, а не на бумажке где-то. Вот как раз этим я и хочу поделиться - тем, что (надеюсь) осталось в моей голове:
- маленькие дети всё роняют, рвут, портят не потому что они назло это делают (как порой очень даже может показаться), а потому что мозг ребенка в каких-то моментах еще не до конца сформировался и он плохо собой управляет. Или ему интересен предмет и он его таким образом изучает (например, рвет книгу, потому что ему интересно познать свойства бумаги). Поэтому, если нужно что-то сохранить (вазу, книгу и тд), то просто нужно убирать это от внимания ребенка.
- вы поясняете ребенку что-то, но ребенок все равно делает как-то иначе (опять будто бы назло нам). На самом деле, это вам кажется, что вы все ясно-понятно объяснили. Ребенок же может абсолютно не понимать о чем речь, потому что он мыслит иначе!! Поэтому, взрослому нужно постараться понять ребенка и говорить на понятному для ребенка языке. То есть нужно найти актуальную форму подачи информации.
- младенец не плачет просто так. Он плачет, если что-то не так, если есть какая-то проблема. Задача родителя - найти и устранить эту проблему как можно скорее. А после - дать ребенку нежность и любовь, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Таким образом возможно воспитать ребенка, который не будет закатывать истерики и шантажировать плачем.
- нужно заботиться о том, чтобы ребенок получал как можно больше положительных эмоций. На этом фоне ему будет легче раскрываться в интеллектуальном, социальном и физическом планах.
- в воспитании важно: режим, последовательность (сказал-сделал), наличие правил, положительное и отрицательное подкрепление, честность.
Заключение - самая важная часть книги, как по мне. Рада, что именно так и заканчивается она - честно, здраво, без иллюзий. И там есть такая мысль, над которой я еще подумаю:
Не рожайте детей для какой-то цели и с каким-то умыслом. Рожайте их просто потому, что вы хотите любить и чувствовать свою любовь.