Небольшая рецензия на фильм "Достать ножи" без раскрытия сюжетных поворотов, но с описанием завязки.
Фильм "Достать ножи" (2019) режиссёра Райана Джонсона ("Петля времени" (2012) сразу после выхода на экраны получил шквал одобрительных реакций от зрителей. Критики также в большинстве своём отметили данную картину как одну из лучших в жанре детективных историй. Лента по сей день имеет высокие рейтинги на всевозможных кино-порталах.
Фильм номинировался на премию "Оскар" и был претендентом на победу по версии Британской кино-академии за лучший сценарий. Три номинации на "Золотой Глобус". При бюджете в 40 000 000 млн. $ лента не просто окупилась, а оказалась успешной в финансовом плане, собрав в прокате чуть больше 300 000 000 $ по всему миру. Что для детективного жанра является несомненным успехом.
В центре сюжета семья известного и богатого писателя криминально-детективных романов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер), который отмечает своё 85-летие в родовом особняке. На встречу приглашены все родственники именинника. Само торжество проходит в спокойном уютном формате, где все свои. Но не обходится и без эксцессов. Амбициозный и эксцентричный внук Хью (Крис Эванс) о чём-то спорит в личном кабинете с Харлином, а в какой-то момент срывается и хлопнув дверью покидает семейное имение. Эту перебранку замечают все присутствующие на рауте, но не придают особого значения и вечер не оказывается омрачён. Когда сам Тромби выходит к гостям и мило улыбается всем присутствующим, банкет продолжается. Ближе к полуночи семейство разбредается по комнатам, а на утро экономка обнаруживает Харлана лежащим на диване с ножом в руке и перерезанным горлом.
На лицо явное самоубийство, что подтверждают полицейские и криминалисты. Но на следующий день в дом писателя приезжают детективы для уточнения деталей произошедшего, а вместе с ними таинственный джентльмен. В ходе нового допроса, что ведут два офицера, сопровождающий их мистер подмечает некоторые моменты и когда надо нажимает на клавишу пианино, давая понять: пора переходить к следующему родственнику Харлана.
Походу выясняется, что незнакомец никто иной как знаменитый частный сыщик Бенуа Бланк (Дэниел Крэйг), которого кто-то нанял для перепроверки официальной версии самоубийства писателя. Бланк начинает вникать в родственные перипетии персонажей, отмечая походу пьесы одну особенность - каждый из присутствующих на Дне Рождения Харлана имеет мотив. Ведь на кону немалое наследство и богатство от их "любимого" автора детективов.
История запутывается с каждым новым опрошенным и последующим описанием событий накануне и во время "вечеринки". Бланк отмечает один важнейший нюанс, что у Харлана была любимая сиделка Марта (Ана Де Армас), которой последний доверял чуть ли не больше всех остальных членов семейства. Юная девушка много времени проводила с Тромби, с которым у них завязались дружеские отношения. Да и все другие родственники писателя приняли её как свою. Хотя Марта была иммигранткой без права на работу, что не очень-то хорошо.
Бенуа решает с помощью сиделки восстановить всю историю, считая умную, но искреннюю девушку единственным честным человеком в семействе Харланов. Ведь Марта не умеет врать. От слова совсем. Если она врёт, то это видит каждый с кем она говорит в буквальном смысле. И Бланк, после опроса всех, понимает одну вещь. Официальная версия с самоубийством - ошибочна. Тромби был убит. А сделать это мог только тот, кто присутствовал в тот вечер на праздновании дня рождения, где были лишь родственники и Марта.
Этот фильм похож на произведения Агаты Кристи, одной из самых знаменитых писательниц детективных историй. В частности романы про бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. Которого в теле-версии бесподобно исполнил Дэвид Суше. Или легендарный сериал про "Коломбо" с великолепным Питером Фальком в роли детектива.
В "Достать ножи" всё выстроено таким образом, что зрителю даётся возможность по ходу повествования самому побыть на месте Бланка. Очень плавно и точечно описывая свою версию произошедшего, каждый из родственников Харлана, пытается что-то утаить. На первый взгляд, это может вообще не влиять на сюжет, но является важным аспектом для нашего сыщика. Именно Бенуа Бланк и зритель вместе с ним подмечает нестыковки.
Перед нами отличный детектив, с великолепным актёрским составом. Причём каждый персонаж важен для сюжетной истории. Все, начиная от экономки, заканчивая сыном вдовы старшего сына, который почти весь вечер просидел в туалете за просмотром "специфических" роликов. Помимо упомянутых Крейга, Эванса, Пламмера и Де Армас, тут есть ещё Джейми Ли Кёртис, Дон Джонсон, Майкл Шеннон и другие хорошие исполнители. В фильме уместно гармонирует юмор с происходящим на экране. И кино не скатывается чёрную комедию, оставаясь всё тем же крепким детективом.
Есть у этого фильма несколько минусов, из-за которых я не могу назвать его шедевром детективного жанра. Это вторая часть фильма, чуть ближе к кульминации, где практически сразу становится ясно "кто подставил кролика Роджера". Немного странной кажется сцена ближе к концовке, со связанной героиней, выполненная в стиле триллера. Но ведь фильм ни разу за время повествования не намекает нам на такой сюжетный поворот, характерный для кино с участием хитроумных-серийников. Ну и погоня в момент апофеоза происходящего - это уже в стиле Бонда. Данный эпизод выглядит несколько отрешённо от общего повествования. Эти моменты немного смазали общее впечатление. Но это уже личные впечатления, которые у каждого свои.
Тем не менее фильм классный, не взирая ни на что. Каждый любитель детективов, кто ещё не смотрел, смело приступайте к ознакомлению. Обычные зрители также должны остаться довольными увиденным.
p.s. Слышал информацию, что студия Netflix, специализирующаяся на интернет-показах выкупила права на продолжение данной ленты. На мой взгляд - не нужно вторых и прочих частей. Этот фильм самобытен. История закончена, а финальная сцена подана так, что зритель и сам способен при желании придумать дальнейший ход действий наших героев. И как показывает практика - очень редко продолжение не оказывается провальным. Речь про те фильмы, где изначально не задумывалась трилогия, а создавались приквелы и сиквелы на фоне успеха оригинальной ленты.