Итак, фильм "Купи меня" вышел уже пару лет назад и наделал много шума как среди зрителей, так и среди кинокритиков. Одни этот фильм считают весьма неплохой картиной Вадима Перельмана, который получил три номинации на Оскар в далеком 2003, а другие брезгливо отворачиваются от истории о трех проститутках-подружках. И такой разброс весьма понятен - однозначно об этом фильме высказаться трудно, поэтому ниже я изложу сильные и слабые стороны этого фильма, а Вы уж - думаете сами, решайте сами. Приятного чтения♥
Золушка на новый лад
Сюжет этого фильма незамысловат и , казалось бы, избит уже донельзя, да и сказать, что-то новое в рассказе о цене красивой жизни - сложно, ведь все уже было сказано.
Сюжет стартует: мы знакомимся с одной из главных героинь - студенткой Катей. (Исполнительница роли - Юлия Хлынина). Наивная, мечтательная и влюбленная в приключения Катя - сплошное "Мери Сью" - идеализированный персонаж. Вместо учебы во Франции, Катюха тайком сбегает в Абу-Даби на фотосессию, но как окажется позже, привезли их туда не ради фото, а для интима с важным шейхом:
- Что с нами тут будут делать?
- Иметь, трахать, драть, какое слово тебе больше нравится?
("Купи меня", 2017. time: 13:07)
И уже на десятой минуте фильма возникает ряд вопросов: Почему Катя сбегает, что ее толкает променять учебу в Париже, на неизвестность? Почему она не испугалась, когда узнала правду? (ведь в такой ситуации эта реакция возникла у любой девушки). Ответов не будет. Катя не только не пугается, но и проявляет не малое рвение в соблазнении шейха. Отсутствие внятной экспозиции и хотя бы небольшого знакомства с главной героиней лишает ее всех шансов на зрительское сочувствие.
Но как и везде, инициатива - наказуема. Из-за необдуманного поступка нашей героини, всю группу девушек высылают в Москву. Где и берет начало основная история трех героинь. И многие, кому этот фильм понравился (ничего против них не имею), говорят, что этот фильм про жизнь, но это не совсем так. Например, если бы Катя в жизни ворвалась в комнату с шейхом, к которому запрещено подходить - то очень маловероятно, что группу с господцем отпустили бы домой. Но в фильме именно так, последствий не будет. В любом случае, мы о них не узнаем.
Как я уже и сказала ранее, нашу Катюху отправляют обратно в Москву и тут уже берет начало основная сюжетная ветка. Как три богатырши современной столицы, у нас появляются три главные героини. Уже знакомая нам легкомысленная Катя, умудренная опытом Лиза (Анна Адамович) и Галя (Светлана Устинова), про которую создатели фильма вообще дадут минимум информации.
Отсутствие внятного пояснения кто же такие наши герои лишает нас возможности сопереживать им. Мы знаем лишь сюжетный минимум - Лиза охотится за состоятельным мужиком, у Гали РПП и она мечтает о машине, а Катюха вообще ни в чем не нуждается, она просто... просто делает. Девчат объединяет лишь общая жилплощадь, ненатуральная циничность по отношению к мужскому полу, ну и образ жизни.
- Знаешь, как моя мама говорила? Мужчина, как унитаз - либо занят, либо полон дерьма ("Купи меня", time: 36:55)
По ходу сюжета событий будет много - секс с начальником, покупка желанного авто и даже неожиданная беременность. Но все эти события не создают динамичный сюжет, не заставляют зрителя ерзать от нетерпения "Что же будет дальше?". Фильм легко можно было закончить и через сорок минут. Но мы продолжаем наблюдать за событиями, которые просто идут друг за другом, иногда даже вызывая некоторые противоречия.
Например, на сорок первой минуте фильма, мы видим сцену изнасилования, а главная героиня настолько шокирована происходящим, что читает стихи. Да, сцена неплоха по уровню психологического давления, но эти события, ОПЯТЬ не окажут никакого воздействия на героиню. Казалось бы, после такого переломного момента она должна все осознать и бросить такую жизнь, ведь произошел большой моральный слом персонажа. Но нет, она бросается в такую жизнь с головой и становится содержанкой человека, который насиловал ее под аккомпанемент из стихов Ходасевича. Вот так вот просто и с улыбкой она забывает свою моральную травму, которой видимо, никогда и не было. Более того, Катя даже полюбит этого человека. Скажите, разве такие моменты в жизни, проходят без следа?
Но и на этом странности не кончаются. Создатели фильма пытаются нам сказать, что девчонки-то в целом и неплохие, просто жизнь такая. Просто у каждой из них есть мечта, а к мечте - только через постель и горы кокаина. Вот, Галя, которая хочет дорогой автомобиль. Ну как еще она может себе его позволить? Все логично, учитывая то, что Галя никогда не пробовала иной вид деятельности. (Даже если и пробовала - нам никто не расскажет). А вот Лиза, которая вроде мечтала о Париже, но и по щелчку пальцев, отказалась от этого. Повторюсь, невозможно пожалеть или хотя бы понять человека, о котором знаешь один случайный факт. Так о чем это я... Фильм намекает, что девочки не виноваты в том, что с ними происходит, ведь они не знали, на что идут (Все они знали)
- А ты как хотела? Это я сейчас весь такой развелся и на тебе женился? В жизни никто не женится на проститутках.
- Я не проститутка
- Что-то еще хочешь сказать?
- Я тебя люблю ("Купи меня", time:1:19)
Фильм приближается к развязке и каждая героиня расплачивается за свой образ жизни. И, действительно, красивая жизнь стоит непомерно дорого, да и мораль тут проста - не играй с огнем, иначе сгоришь. Но ни жалости, ни хотя бы сочувствия героиням нет. Мы же видели, как они сами пошли на такую жизнь, неужели они слишком глупенькие, чтобы не догадаться, как однажды все закончится? А дело тут всего на просто в том, что цель фильма - оправдать. И это даже неплохо, ведь мы не знаем, что могло толкнуть девочек к такой жизни. Погодите-ка, ведь мы действительно не знаем!
Из-за огромной сюжетной дыры, мы не можем ОПРАВДАТЬ, поэтому концовка предсказуема и логична, она не удивляет, не шокирует, она просто констатирует факт. Все случилось так, как и должно было случится. Зритель лишь пожимает плечами.
Так в чем же основная проблема фильма?
А проблема в том, что мы не знаем героинь, которых должны пожалеть. Более того, не знает их и режиссер. Мы не поймем мотивацию всех поступков, не поймем почему они стали такими. И как раз поэтому, задумка сценаристов "Пожалеть содержанок" - не работает.
Кроме того, задумка сделать "как в жизни" тоже не сработала, потому что все герои, события и сюжетные повороты, существуют лишь в рамках этой истории. В жизни не бывает так, что "папик" за одну ночь осознает последствия своих поступков, что после долгих танцев на граблях, героини понимают весь ужас своего положения. Спрашивается, почему они раньше не поняли?
Есть ли плюсы?
Конечно, ведь любой фильм не может быть хорошим или плохим на сто процентов. На мой взгляд, актрисы, исполняющие главные роли, безумно харизматичны. Даже в амплуа содержанок, выглядят они визуально приятно. В целом, визуальная составляющая фильма - самый главный, если не единственный плюс - некоторые сцены очень красивы.
Итоги:
Идея фильма стара, как мир - за все в жизни приходится платить. Перельман попытался пересказать эту историю на новый лад, обличая жизнь ночной столицы и трех типичных ее представительниц. Но в погоне за пафосом фильма, по пути, собирая все возможные клише - сценарий остался далеко-далеко позади. От этого и не веришь ни пафосу, ни героиням, которые несмотря на желание сделать "как в жизни" все еще абсолютно картонные и неживые. Это сказка про трех братьев на новый лад, но замахнувшись на поучение "не спи за деньги, проституточкой станешь" , создатели забыли, что нам уже не пять лет. Да и сказки всем уже надоели.
Спасибо, что дочитали до конца. Я буду рада вашим комментариям и мнениям об этом фильме, даже если оно отличается от моего. Обнимаю!♥