Найти тему

ОБ ИСТОРИИ РЕЛИГЕСОВ И ОБ УЧЕННОМ И ПОЛИТИКЕ

Берлин, 17 ноября 1921 г.

...Я думаю, что в последнее время в Германии наблюдается некоторая переоценка роли религии и мистицизма, которая, по моему мнению, имеет мало общего с действительным положением вещей в настоящий момент. Здесь замечается чрезмерная претензия на священность науки, замена религии основой всякой науки. Я думаю, эта претензия не может найти себе никакого правильного основания. Мне кажется, что еще во времена древних греков и римлян религия никогда не могла стать основой истории науки. Наука никогда не останавливается на точке зрения единства разума и субъективного, и никогда не принадлежала к числу “философий”, как называл ее Рене Декарт. Я отнюдь не хочу этим сказать, что религиозная вера не может быть основой науки. В определенных случаях она может дать весьма благородные результаты. И все же мне кажется, даже слишком часто, что религия, которой присуще стремление к абсолюту, делает невозможной подлинное знание.

___________________________________________________

A. Эйнштейн

Письмо к другу.

(Militär Archiv fur Ökonomie und Geschichte, Bd. 3, S. 6.)

Слово "религия" (Treue) я включил в свою последнюю статью, но при этом забыл сделать оговорку, что должен доказать, что понятие религии имеет только нравственный, а не философский смысл. Именно таким образом я кратко изложил свое мнение в статье, напечатанной в этой книге. Одно время я был совершенно уверен, что это понятие имеет философский и научный смысл. К сожалению, вскоре я убедился, что оно имеет религиозный смысл.

______________________________

Р. КРЕЙЦМАН

_________

Ниже мы даем в сокращенном виде выдержки из писем Эйнштейна к Августу Крейцману (1883-1942), руководившему в те годы в Берлинском университете кафедрой философии.