Найти в Дзене
RussianRevolver

Маринетти против Ницше. Каково будет общество будущего?

Ещё во времена античности люди рассматривали тему преодоления человеком самого себя и преодоления природного "божественного" начала. К примеру, многим известная легенда об Икаре, который желал дотянуться до солнца, но опалил свои крылья и был низвергнут небесами на землю, где и встретил свою кончину. Раньше люди верили в непокорность небесного горизонта, который был так далёк и непостижим для такого "маленького" человека, что живёт в мире громадных и величественных гигантов: высоких и недосягаемых гор, недостижимых небесных светил и горизонтов, необъятных бесконечных морей и океанов. Человек приписывал им символизм "божественности", которая была для него непознаваемой, но интригующей и завораживающей, будто она сама желала быть прочтенной, но оставалась неприступной. Эта концепция определила развитие общей жизненной философии людей на многие века. Но, чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше для него открывалось горизонтов и ориентиров. И тем сильнее он осознавал, что одн
Оглавление

Ещё во времена античности люди рассматривали тему преодоления человеком самого себя и преодоления природного "божественного" начала. К примеру, многим известная легенда об Икаре, который желал дотянуться до солнца, но опалил свои крылья и был низвергнут небесами на землю, где и встретил свою кончину. Раньше люди верили в непокорность небесного горизонта, который был так далёк и непостижим для такого "маленького" человека, что живёт в мире громадных и величественных гигантов: высоких и недосягаемых гор, недостижимых небесных светил и горизонтов, необъятных бесконечных морей и океанов. Человек приписывал им символизм "божественности", которая была для него непознаваемой, но интригующей и завораживающей, будто она сама желала быть прочтенной, но оставалась неприступной. Эта концепция определила развитие общей жизненной философии людей на многие века.

Но, чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше для него открывалось горизонтов и ориентиров. И тем сильнее он осознавал, что однажды сможет контролировать их полностью или частично, подчинив своей воле, направив приливы рек и озёр туда, куда желает его воинственное эго.

Человеческий потенциал достаточно велик и громаден. Именно с этой мысли началась новая жизненная философия поколений, которая зарождалась в умах людей Нового времени. Одним из первых, кто предложил концепцию абсолютного тождества человека и предвидел скорую смерть "божественного" природного начала в человеке, был Фридрих Ницше.

Он был одним из первых, кто предложил новому миру полномерную доктрину преодоления природного в человеке, превратив её в свою философию. Эту концепцию он назвал "Сверхчеловек". Однако, проблемы этой философии были на лицо - отсутствие внятного объяснения "Сверхчеловека". Были описаны лишь общие черты его образа, но полной картины из этих обрезков мысли читающий сотворить не мог. Но главной проблемой являлось то, что и сам Ницше не понимал, чем должен являться его уберменш, которого он так тщательно вынашивал в своём уме, где тот самый Заратустра, которым позже заразились миллионы людей по всему миру? Именно поэтому каждый чтец его трудов, который попал под чары его пламенных речей, рисовал себе эту концепцию совершенно по-разному. Таким образом, Ницше стал предсказателем уничтожения "божественного" в мыслях человека, но ничего не смог предложить взамен. Ницше, как он сам выражался "убил" Бога. Но предполагал ли он сам, что однажды кто-то "убьёт" сотворённую им идею?

22 декабря 1876-го года в Египетском городе Александрия, был рожден человек, которому поистине предстояло стать пророком грядущей "будущности", и имя ему Филиппо Томмазо Маринетти. С самого детства в его памяти остались яркие пейзажи бесконечных песков Египта, что хранят под своими покровами множество мистических тайн и загадов, нежно укутанных вуалью великой истории прошлого, оставивших значимый отпечаток в детской памяти юного Маринетти. Однако, когда философ чуть подрос, он с родителями переехал на родину, в Италию.

Переломный момент в жизни нашего героя произошёл в 1909-м году. Участвуя в гонке на своём автомобиле, Филиппо не справился с управлением на повороте, машину перевернуло и выбросило в канаву. Находясь под обломками своего автомобиля, тщательно рассматривая устройство мотора машины, каждую его шестерёнку и поршню, на него снизошло вдохновение. С этого началась история футуризма.

Рыбаки вытащили обломки автомобиля из канавы, на удивление, Филиппо оказался жив и отделался лишь парой царапин. В этот же вечер он начинает упорно работать над своим манифестом, который в скором времени обязуется изменить не только Италию, но и будущую историю.

Спустя 2 недели после катастрофы Маринетти презентует свой труд в Милане. Он вызвал огромный ажиотаж среди молодёжи, молодые и живые умы внимали каждому слову из манифеста, слушая его из уст пророка будущности, который пришел в этот мир для них.

Основные постулаты манифеста:

1. Яростность, революцинность и бунтарский дух в искусстве. Рассматривание искусства, как яростную атаку против неведомых сил, которые должны подчиниться человеку, как агрессивный налёт или пощёчина общественному вкусу, неистовый удар по устаревшим устоям и мировоззрениям.

2. Создание "нового" мистического символа, новой формы выражения в искусстве, языке, музыке и жизни. Все выражения жизни должны получить новую форму, отличную ото уже существующей, призыв к творческому эксперименту, из которого должны родиться новые смыслы и содержания.

3. Была выражения коцепция "Человека, умноженного машиной". В отличие от ницшеанского "Сверхчеловека", у Маринетти была выражена полноценная концепция и чёткая картина того, чем именно будет эта концепция. Подразумевала она полную механизацию человека, замену его дряхлого и стареющего тела механизмами из металла, сложных систем и конструкций - то, что позже, в отрыве от футуризма, появилось под названием "трансгуманизм": "Вперед! Мифология, мистика - всё это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр - человек на мотоцикле, - а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов! Давайте-ка саданем хорошенько по вратам жизни, пусть повылетают напрочь все крючки и засовы!.. Вперед! Вот уже над землей восходит новая заря!.. Впервые своим алым мечом она пронзает вековечную тьму, и нет ничего прекраснее этого огненного блеска!"

4. Воинственность, оголтелый патриотизм, милитаризм, бунт, цикличный строевой шаг, летящая бомба с лязгом "Занг-тум-тум", направленная в траншеи неприятеля, гул заводов, рёв машин и паровозов, отрицание трусости, пацифизма и всех слабостей человеческого "эга". Жизнь - это бесконечная борьба человека, в которой он облагораживает себя. Человек будущности не может быть никем иным, кроме как гордым солдатом, вернувшимся с войны, и желающим поскорее вернуться на неё.

5. Восхваление войны, как единственной гигены мира, которая призвана сорвать все низменные "маски" с человка, сделав его совершеннее.

6. Уничтожение низменного в природе человека, направляя все его потуги на свершения и подвиги, нежели на похотливое удовлетворение своих примитивных желаний.

7. Убийство историчности. Человек будущности должен откинуть путы прошлого, которое удерживает его в своих оковах, которые не позволяют ему жить настоящим и творить, закладывая фундамент будущего. Почему деятелей прошлого должны ценить больше, чем деятелей настоящего? Почему пока умершие деятели искусства почивают на своих лаврах, современники должны испытывать лишь нужду, голод и презрение перед лицом уже ушедших, если искусство творится именно сейчас и в настоящий момент? Походы в музеи сравнимы с походом на кладбище, где каждому из присутствующих предлагается вдохнуть прах из "урн", в которых былые деятели закопали свои пассивные потуги создать шедевр. Футуристы намереваются уничтожить гнетущую тень прошлого, которая нависает над свершениями настоящего, по новомоу создавая историю, не как сухую доктрину, а как движущую силу настоящего.

8. Уничтожение педантичных и доктринальных академий, что поглощают умы молодёжи, убивая в них жажду свершений, воинственность и биение молодости в сердцах, то есть, любые порывы радостей жизни. Где в серых стенах лектора свели все доктрины до пустой и безжизненной публицистики и невежественной писанины, обильно изгаженной и опороченной в глубинах их вялых умов, желающий сделать "порочными" и безыдейными ублюдками, подобными им самим, и молодое поколение, за которым стремится будущее.

9. Индустриализация Италии - превращение её из "старьёвщицы" Европы, кладези останков старых времён и восхвалителей затхлых руин и остовов в индустриальную сверхдержаву, состояющую из верфей, заводов, военных фабрик и промышленных заводов.

"Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рёв толпы; пёструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун. Пусть прожорливые пасти вокзалов заглатывают чадящих змей. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающегося из их труд дыма. Пусть мосты гимнастическим броском перекинуться через ослепительно сверкающую под солнцем гладь рек. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные кни в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. Пусть аэропланы скользят по небу, а рёв винтов сливается с плеском знамён и рукоплесканиями восторженной толпы".

Данные пункты, которые легли в основу более проработанной доктрины футуризма, лишь только были косвенно заложены в "манифесте", развивались они позднее, приобретая более чёткую форму уже не только на бумаге в многочисленных произведениях Маринетти и поэтов футуристов, но и на практике, в многочисленных выступлениях и их ярких бунтарских акциях.

Маринетти, в отличие от Ницше, создал полноценную систему развития и достижения так называемого "человека будущего", предсказав при этом и направив совершенствование множества идей, которые были реализованы уже потом. Беспроводное общение, интернет, атомные электростанции, развитие и глобализация технологий и производств, создание и использование искусственных конечностей в человеческом теле и т.д. Всё то, что имеют удовольствие лицезреть наши современники, предвидел Мариннети ещё в начале 20-го века. Но он в отличие от Ницше, был не только философом - он был поэтом, музыкантом, художником, активным практиком, военным, и политиком. Массы не догадываются о том, что современное искусство во многом вдохновлено веяниями отца футуризма.

Заключение.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что Маринетти стал актуальнее Ницше, потому что идеи первого были мощнее и, что самое важное - они были полноценно сформированы. Ницше был всего лишь тем, кто вообразил себе сверхчеловека, Маринетти же был тем, кто разработал и создал его концепцию. В настоящее время человечество уже прошло этап начального становления развития машинизации. Фантасты постоянно воображают себе миры будущего, где властвует безраздельно трансгуманистическая повестка, где люди обретают бессмертие благодаря имплантам и развитию технологий, медицины. Единственное отличие от Маринетти здесь в том, что в мирах фантастов технологии уничтожили человека, унизили его и развратили. Маринетти же предвосхищал наступающий век, восхваляя возможную будущность. Но, к сожалению, главный смысл этой будущности, в которой человек достигает бессмертия - это не бесконечный гедонизм, бесцельность и развращенность, а нескончаемый героизм, стремление к власти над природой, возведение человека на уровень ранее неизвестного бога вселенной, который будет без конца стремиться завоевывать всё новые и новые горизонты, пока не достигнет ворот бытия, за которым скрывается тайна мироздания. Может быть, сейчас эти словам и звучат безумно, откровенно утопично, но подумайте вот о чём: разве в начале 20-го века, когда Маринетти предвосхищал новый мир, его не считали таковым? А теперь мы живем в апогее того самого мира, который пророчествовал Маринетти. И кто знает, что человечеству еще предстоит создать и открыть на своём пути?

Автор - Константин Фардов.