Найти в Дзене

Это что же, получается, что кругом одни секты?

Наверно, самый частый вопрос или высказывание, которое я слышу, звучит примерно так: "но ведь почти в каждой организации, сообществе по интересам, в политической партии, военной структуре или церкви можно найти признаки секты. Это что же, получается, что кругом одни секты и сплошь и рядом контроль сознания, деструктивные техники и уничтожение личности?" Конечно же нет! Да, кое-какие элементы контроля сознания могут присутствовать, особенно в жестких иерархических структурах типа армии или церкви, но это еще не делает организацию сектой. Итак, как понять, что это организация является относительно безопасной? Точно не следует ориентироваться на верования и доктрину - люди могут верить во все, что угодно, хоть в мировой заговор зеленых человечков, чипирование, общение с древними духами или воскрешение мертвых. Точно не следует ориентироваться на объединяющий интерес, потому что люди интересуются тысячами разнообразных вещей - от садоводства, музыки, раритетных автомобилей, зарабатывания м

Наверно, самый частый вопрос или высказывание, которое я слышу, звучит примерно так: "но ведь почти в каждой организации, сообществе по интересам, в политической партии, военной структуре или церкви можно найти признаки секты. Это что же, получается, что кругом одни секты и сплошь и рядом контроль сознания, деструктивные техники и уничтожение личности?"

Конечно же нет! Да, кое-какие элементы контроля сознания могут присутствовать, особенно в жестких иерархических структурах типа армии или церкви, но это еще не делает организацию сектой.

Итак, как понять, что это организация является относительно безопасной?

Точно не следует ориентироваться на верования и доктрину - люди могут верить во все, что угодно, хоть в мировой заговор зеленых человечков, чипирование, общение с древними духами или воскрешение мертвых.

Точно не следует ориентироваться на объединяющий интерес, потому что люди интересуются тысячами разнообразных вещей - от садоводства, музыки, раритетных автомобилей, зарабатывания миллионов до научного познания любви.

На что следует ориентироваться приведу на примере сравнения армии и секты, потому что это очень близкие по структуре и характеру организации с жесткой иерархией и требованием беспрекословно подчиняться, а также с ограничением личных выборов своих участников:

  1. При вербовке в армию как правило не используется обман. Человек заранее знает, куда идет и более-менее хорошо представляет, чем он будет заниматься. В секте обман при вербовке используется всегда. Ни один из сектантов не идет за тем, чтобы забесплатно торговать безделушками на улице или за свой счет организовывать мероприятия группы.
  2. В армии есть контракт с четко прописанными обязанностями, сроком службы и зарплатой. В сектах нет и не может быть ничего подобного. Вас будут выжимать до предела.
  3. Военные признаны и ценятся обществом. Секты же как правило представляют собой маргинальные группы, либо группы, изолированные от общества, а не встроенные в него.
  4. Военачальники несут ответственность перед государством и обществом за свои действия. Лидеры сект находятся вне правового поля.
  5. Военные руководствуются кодексами (в том числе этическим) и придерживаются определенных ограничений (есть система сдержек и противовесов, так сказать). Секта никогда не придерживается общественной этики и морали, принципы секты идут вразрез с обществом и государством, секта не признает ограничений, власть лидера над адептами ничем не ограничена.
  6. Солдатам в армии предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и начальство не пытается ограничить контакт солдат с семьями и друзьями. В сектах же общение с семьей и друзьями адептов более-менее постепенно сводится на нет и формируется самозамкнутая система с "лучшими друзьями" исключительно из круга секты.
  7. За службу в армии военные получают зарплату и социальные привилегии, повышенную или раннюю пенсию, надбавку за выслугу лет, статус в обществе и т.д.. Секта же лишает своих адептов каких бы то ни было социальных гарантий и привилегий, не говоря уже о достойной оплате их труда.
  8. Служба в армии дает человеку конкретные навыки и знания, укрепляет их самоидентичность (я - военный), не разрушает подлинное "я" человека. В сектах же лидеры немедленно начинают процесс разрушения подлинной личности человека и вскоре адепт секты утрачивает свою волю и самостоятельность, становится зависимым от мнения лидера секты, не обретая за это никаких личных преимуществ.
  9. Из армии возможно законно уволиться с честью, сохранив достоинство. Из секты нет никакой возможности уйти законно, уйти с честью, уйти по-хорошему.
  10. Когда человек проходит суровую армейскую подготовку, он знает, зачем, на каких условиях, для чего он это делает и кем он станет в конце пути, это его сознательный выбор. В секте же адепты после всех суровых лишений не становятся никем, при вербовке они были обмануты относительно примерно всего, поэтому в конце пути им останется только лишь подсчитывать ущерб, причиненный им сектой, и восстанавливать свое здоровье и психику, материальное положение, связь с обществом, репутацию и многое другое.

Нередко для втягивания в секту и индоктринации используются разного рода якобы образовательные или просветительские курсы и программы. Здесь следует также обратить внимание на то, есть ли конкретная и точная программа обучения, чем вы конкретно овладеете или узнает после обучения, как проходит процесс обучения: требуется ли от учеников конформизм и подчинение (делай или верь, а не вопросы задавай, вопросы мешают тебе воспринять знания), играет ли преподаватель на ваших чувствах страха или вины и вообще возникают ли эти чувства, поощряются ли разные точки зрения или иметь другую точку зрения как-то неловко или стыдно.

Также часто для вербовки в секту используются психологические тренинги или индивидуальные сессии с психологом, разного рода коучинг и менторство. Специалисты этой сферы используют (в силу своей профессии) личную информацию, полученную от клиентов, чтобы влиять на процесс их личностного роста. Здесь стоит посмотреть придерживается ли специалист этического кодекса, насколько вы стали зависимым от его авторитетного мнения, насколько вы верите, что только он один свет в окошке и может вам помочь, кто контролирует ситуацию, поддерживается ли ваша самостоятельность, присваивает ли терапевт/тренер ваши достижения себе (все, что стало лучше - это благодаря мне и/или нашей работе, а все, что стало хуже - это ты сам дурак, - некое смещение опоры).

Стоит сказать, что в той или иной мере контроль сознания применяется в самых разных сферах нашей жизни: от рекламы или СМИ до рабочих и личных отношений. Очень активно им пользуются разного рода мошенники, использующие доверие или неопытность своих жертв.

В обывательском представлении жертвы контроля сознания - это безжизненные зомби-сектанты с пустыми глазами. Но нет. Чаще всего они выглядят как обычные люди и неквалифицированному человеку может быть довольно трудно понять, что он общается с "зомби-сектантом". Выявить это можно только задавая последовательные вопросы, некоторые из них я писала тут.

А те участники культов, которые выглядят безжизненными и истощенными, таковыми являются не вследствие контроля сознания, а вследствие следующей за этим эксплуатации, переживаний, недоедания и недосыпа.

Также стоит сказать, что контроль сознания не действует на всех людей одинаково, даже в пределах одного культа, он не абсолютен и шанс "проснуться", осознать и освободится всегда есть. Хотя значительная часть культистов покидает культ по другим мотивам, например, потому что их изгнали или они разочаровались в доктрине или в лидере, так и не поняв, что они были жертвами.

Контроль сознания однозначно деструктивен в тех случаях, когда он ведет к зависимости от лидера или от группы, покорности авторитету лидера, утрате свободной воли, подавлению личности (возникает диссоциативное расстройство).