Здравствуй, читатель!
На этой неделе в среду мне впервые позвонили телефонные мошенники. Удивительно, что я так долго не имел "чести" общения с ними, хотя много об этом слышал и читал. Давайте разберём основные сценарий "разводок" людей телефонными мошенниками.
Сценарий первый - звонок из банка
Мой случай).
Позвонила девушка из банка, в котором у меня есть карта, представилась сотрудником и спросила не переводил ли я деньги девушке, назвав её ФИО.
"Не знаю такую и не переводил" - коротко ответил я.
"Сейчас вам поступит СМС - код, не называйте его никому. Запомните, Иван Сергеевич, ни один сотрудник банка не должен получать от вас цифровую и иную информацию" - профессионально отчеканила собеседница. Через несколько секунд мне пришла СМС, которая была продублирована в приложение банка.
"Мы не можем долго удерживать отмену перевода (только 15 минут) поэтому, Иван Сергеевич, надо внести данные карты, перевести снятую с вас сумму и нажать отмена операции" - перешла к сути сотрудник.
"Прощайте" - сказал я, прервав разговор.
Вывод - не сообщайте цифровой информации (никакой), не переводите деньги. Возьмите паузу, позвоните на "горячую линию" банка.
Сценарий второй - беда с родственником или другом
Старая схема, в которой голос принадлежит близкому человеку (так кажется из - за стресса). Может прийти СМС от родственника. Деньги нужны срочно и без вопросов. На вопрос что случилось можно услышать, что "попал в ДТП" или "задержан полицией".
❗ Есть вариант, что номер будет совпадать с контактом родственника или близкого человека. Такое возможно с использованием IP - телефонии.
Выход из ситуации прост - взять себя в руки и перезвонить близкому человеку. Если человек не берёт трубку, не переживайте, дождитесь связи.
Сценарий третий - сотрудник госоргана
Звонит вам человек, представляется, допустим, сотрудником Пенсионного фонда. Далее вам полагается выплата, компенсация, путёвка. Часто подобные звонки совпадают с актуальной новостной лентой (объявление Президентом или Правительством выплат, льгот).
Смысл звонка прост - завладеть данными человека. Бывают случая, когда люди сами оплачивают билеты в санатории, организационные расходы, курортные сборы.
Я не помню, чтобы "государевы люди" звонили, когда человек может что-то получить). Это первый "звонок", который должен вас насторожить.
Вывод - не давать личных данных, позвонить в соответствующую службу/орган и уточнить информацию.
Сценарий четвёртый - покупатель с сайта
Часто мы можем разместить онлайн - объявление о продаже какой-нибудь вещи. Злоумышленники пользуются информацией о продаже, звонят и просят данные карты, CVV, якобы для перевода средств. Способ достаточно прямолинейный, но к сожалению, действенный.
Вывод - не давать данных карты. Для перевода хватит лицевого значения карты или использования приложения банка с указанием контакта.
Конечно, это не "исчерпывающие сценарии". Мошенники постоянно придумывают новые комбинации и схемы.
Важно помнить
1) Не переживайте и не бойтесь прервать связь. Нужна пауза и вежливость может сыграть "злую шутку". Чем дольше разговариваешь, тем больше веришь ✅
2) Проверяйте информацию на официальных порталах или "горячих линиях" ✅
3) Не разглашайте личные данные, номера карт, паспорта. Ни один реальный сотрудник не потребует их по телефону ✅
Приятных Вам выходных, читатели, жду лайки и комментарии!