Найти тему
Гафуров Фергат

За что набросились на Поликарпова

Король истребителей получил свое прозвище не шаркая по паркету в приемной у Сталина, без помощи высоких покровителей или занимаемой должности , а только благодаря своему таланту и умению сделать прекрасный самолет из того, что возможно было раздобыть для производства.

Да да лепил, из того что было, гениальные самолеты. Деревянный И-16, с не подходящим для истребителя двигателем воздушного охлаждения. Но вопреки всему получился один из лучших истребителей середины 30-х годов.. А далее война в Испании, показавшая, что тупоносый истребитель при равных параметрах проигрывает в скорости более обтекаемому истребителю с двигателем водяного охлаждения. И возникает вопрос почему Поликарпов не перешел на данный тип двигателя, Но дело в том , что такую попытку он безрезультатно делал в проекте И-17. Но в приоритете были бомбардировщики и транспортники, имевшие двойное назначение. перевозку военных и гражданских грузов.

По итогам гражданской войны в Испании Поликарпову выдали задание, на изготовление нового самолета, способного конкурировать с лучшими немецкими истребителями, но в рамках той же концепции , используя максимально детали от И-16 и двигатель воздушного охлаждения. И далее начинается гонка. Под проект выделяется завод занимавшийся ранее бомбардировщиками, двигатель М-87 сырой и требует доводки, да и самолет требует спокойной доводки. Но времени нет, руководство требует немедленного результата и как итог катастрофа во время первого полета, погибает любимец Сталина и народный герой Чкалов. Далее вторая трагедия, погибает еще один летчик испытатель. Но беды на этом не заканчиваются, происходит реорганизация КБ Поликарпова. отбирают часть персонала и уже начавший входить в курс дела завод и возвращают в Горький . где его совсем не ждут , проектируя свой истребитель.

Но что же у конкурентов, с которыми сравнивают Поликарпова. Яковлев конструирует спокойно без давления спортивные самолеты и как только объявляется конкурс представляет свой ЯК-1, с двигателем водяного охлаждения, позволяющего использовать максимально улучшить аэродинамические характеристики истребителя. Лавочкин в содружестве с Гудковым и Горбуновым строит из дельта древесины самолет, опять таки под тот же самый двигатель водяного охлаждения.

Отделившиеся от Поликарпова, Микоян и Гуревич строят ,, а фактически доводят И-180. Многие пишут, что они фактически спасли проект. Но под двигатель водяного охлаждения.

И истребитель И-21, сконструированный конструкторским бюро Горьковского авиационного завода, фактическая переделка И-16 под мотор водяного охлаждения, то есть повторение И-17. который когда то не дали довести самому поликарпову. И вот тут стоит согласиться со многими специалистами, что на фоне нехватки времени, адаптированный под серийную модель, И-21 имел предпочтение перед всеми вышеназванными истребителями, с двигателями водяного охлаждения. Но увы у заводских конструкторов как и у самого Поликарпова не было высоких покровителей в наркомате и в кабинет Сталина они были не вхожи. И понять их так же можно, зачем переналаживать линию под самолет пришлого конструктора, когда есть свой проект с минимальными переделками, но обещающий максимальный результат. И в результате проект И-180 постепенно спустили в унитаз.

Проиграл Поликарпов, молодым но шустрым. Проиграли ВВС РККА. В результате всех этих передряг фактически все самолеты: истребители. бомбардировщики. штурмовики использовали двигатели водяного охлаждения и только СУ-2 использовал воздушное и тот был сначала снят с производства в ущерб новым истребителям на таганрогском авиазаводе, а в последствии с производства. Пермский моторостроительный завод почти три года занимался запчастями для сельскохозяйственной техники. Да был приказ Наркомата авиационной промышленности о переделке ЯК , Лагг и Миг под двигатель воздушного охлаждения, но конструкторы это указ спустили на тормозах. И только когда Яковлев пользуясь своим положением решил выдавить самолет Лавочкина, тот переделал его под ДВО.

Ср смертью Серго Орджоникидзе начался произвол конструкторов и дилетантов из наркомата авиационной промышленности , которых он держал в железных рукавицах, РККА потеряла множество перспективных проектов и как результат мы проиграли Мессершмитту, в погоню за которым бросились. Проиграли полностью гонку реактивную.