Однажды в Туапсинском районе я попала в небольшое поселение, где коров больше, чем людей. Уважаемые читатели справедливо заметили, что так и должно быть.
На то оно и село, чтобы живности там было в разы больше, чем их хозяев.
Сегодня, проезжая по северной окраине Каневского района Краснодарского края, я решила заехать в маленький хутор Красный Очаг, думая увидеть пасторальную жизнь: пасущихся коров, коз и стаи куриц с гусями.
Трасса ведёт меня в курортные местечки на побережье Азовского моря: посёлок Ясенская Переправа и город Ейск.
Но, не доехав до ближайшего побережья 40 километров, я сворачиваю направо, следуя указателю "Красный Очаг", обещающий, что через 2 километра начнутся улицы искомого мною хутора.
Дорога здесь когда-то была асфальтирована. Сейчас остатки покрытия создают лишь препятствия в виде жёстких ямок, кочек и трамплинов, поэтому по мягкой грунтовой обочине ехать гораздо комфортнее.
Слева тянется густая лесополоса, справа бесконечность - зелёные поля под куполом небес.
От красоты и величия пейзажей захватывает дыхание; а их бескрайние просторы дарят неповторимое чувство свободы.
На много километров простирается небо и не надо узнавать прогноз погоды из сторонних источников - достаточно только посмотреть вокруг и увидеть, что в Каневской идёт дождь и туча движется прочь от Красного Очага, а в Новоминской уже вовсю светит солнце - значит есть надежда, что в хуторе дождя сегодня не будет
И на всё это великолепие глядят окошки хуторских хат, стоящих ровной полосочкой на единственной улице, повернувшись фасадом к полям, а тылом к реке Албаши.
На некоторых домах сохранились таблички с нумерацией. Судя по тому, что я вижу дом №85, очевидно, что добрая половина домовладений давно растворилась во времени.
По последней переписи, десятилетней давности, на хуторе проживало 140 человек. Сейчас и того меньше, ведь пока кроме одиноко пасущейся коровы и пары куриц я не увидела ни единой живой души.
Центр Красного Очага так же безлюден. Поэтому порадовал вид вполне "живого" современного автомобиля. Вот только откуда он приехал и что здесь делает - непонятно. Вокруг стоит оглушающая тишина.
Здесь же находятся остатки инфраструктуры хутора: ржавый павильон автобусной остановки, остатки стойки с навесиком от таксофона и деревянный вагончик закрытого магазинчика.
Немного поодаль грустит ржавый, битый и грязный автомобиль "Нива". Его дверь приоткрыта, стекло немного опущено. Видно хозяин выскочил на минутку куда-то, а вот куда - вопрос.
Я давно заметила, что чем меньше населённый пункт по размеру, тем он интересней и загадочней. И если все станицы и посёлки имеют типовой набор инфраструктуры, единообразное планировочное решение территории, одинаковые проблемы с трудоустройством, то маленькие поселения на "краю Галактики" всегда своеобразны и способны чем либо удивить.
Так и Красный Очаг удивил меня, внезапно появившейся, группой легковых автомобилей вольготно расположившихся на изумрудной лужайке. Окна у всех открыты, кто-то "греется" на солнышке, кто-то "спрятался" в тени дерева.
Безмятежность и безопасность - вот что чувствуешь находясь в этом месте.
По всей территории хутора, видны россыпи прицепов различной конфигурации.
Номерные знаки и целые колёса указывают, что это "рабочие лошадки" и невзрачный ветхий вид некоторых из них обманчив. Все они крепки и работоспособны.
Дальше по улице, на отрытой большой поляне и вдоль забора, расположились конструкции неведомого мне назначения и названия. Выглядят они устрашающе: с зубами, ножами, шипастыми колёсами.
Глядя на застывшие механизмы и отсутствие людей мне показалось, что я попала на планету "Шелезяка", известную многим по книге Кира Булычёва "Путешествие Алисы" , которую все с упоением читали в советском детстве.
В одном из сюжетов фантастической повести писатель рассказывает о планете "Шелезяке", которую населяют потомки роботов устаревших типов, давно снятых с производства. Так и на этом хуторе, где нет людей, кажется, что настоящие его обитатели это странные механизмы.
Как радостно было увидеть наконец технику, которая мне знакома. Комбайны, трактора, грузовики. Среди них затесался прицеп с ульями. Трудолюбивые пчёлы вовсю гудели, облетая цветущие поля и луговые цветы.
Между редкими домовладениями попадаются большие прогалы, размером с полноценное поле. Некоторые из них засеяны пшеницей, на некоторых расположены группы сельскохозяйственной техники. Затем опять идёт пара подворий и опять поле или поросшая деревьями территория.
Так, разглядывая мирные картины, в звенящей тишине, дошла я до конца хутора.
Во дворе, на бетонной площадке стоял кусок стены с дверью - остатки старой хаты. Неподалёку лежали стопки металлического профиля и бодрый мужчина увлечённо занимался изготовлением какой-то металлоконструкции.
Оказывается жизнь есть в Красном Очаге.
Это хутор где живут фермеры и всё, что я увидела, является необходимым оборудованием для ведения большого земледельческого хозяйства. Сельскохозяйственных машин здесь и правда больше, чем жителей. Зерноводство - основной заработок тружеников Красного Очага.
Скотины и птицы местные жители держат мало, только для себя, поскольку выпасов больших нет - всё занято посевами.
Домов в хуторе около 50-ти и хозяева в них люди трудоспособного возраста, есть даже молодые семьи с детьми. Днём они находятся на работе, а дети в школе. Поэтому улица безлюдна.
Из коммуникаций везде проведено электричество и центральный водопровод, который два года назад полностью обновили. Отопление печное или электрическое.
Небольшой и уютный хутор произвёл на меня приятное впечатление. Домов здесь на продаже нет. Видно такое милое место добровольно покидать никто не собирается.