Начало см. здесь: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/604222aa137c7c004da231d2/60bb417161893124cb88e1ac/edit
«День Бородина» и «Дело ЮКОСа»
На рубеже веков конфликт России и США носил ещё скрытый характер. Его, например, почувствовал и отразил в 1999-2000 гг. режиссёр Балабанов в известном фильме «Брат-2». Впервые в истории отечественного кинематографа главный герой отправляется в Штаты, где в большом количестве убивает граждан США, и возвращает из Америки некие деньги, принадлежащие русским – и украденные американцами. Основная идея фильма – символический разрыв с Америкой – и возвращение русским героем Домой русской женщины и русских денег. Буквально – так!
Что это были за украденные деньги?
«Экономический блок» правительства РФ, заручившись поддержкой силовиков, ещё с 2001 г. повёл тихую атаку на «Соглашение о разделе продукции» от 1995 г. Это был главный документ, который в 1990-е годы поставил российские активы под контроль американского бизнеса. В середине 1990-х гг. нефть стоила в среднем 17 долларов за баррель, и российским олигархам она представлялась как малоценный актив. Однако в 2000 г. она резко подскочила до 30 долларов за бочку. Игнорировать такую прибыль «экономический блок» России уже никак не мог – и повёл борьбу с американскими нефтяными магнатами и с «Соглашением о разделе продукции», которое было навязано правительству РФ в момент его максимального ослабления.
Попытки «по-тихому» прекратить исполнять «Соглашение» не остались незамеченными со стороны старших коллег. В 2001 г. один из главных людей Кремля, госсекретарь Союзного государства (Россия-Беларусь) Павел Бородин внезапно был арестован в городе Нью-Йорке и посажен в иностранную тюрьму (сначала в США, а затем в Швейцарии) по обвинению «в отмывании денег». Это было знаменитое «дело Мабетекс».
В том же 2001 году силы НАТО вторглись в Афганистан, впервые в истории выйдя за географические границы собственной юрисдикции (то есть за пределы региона Северной Атлантики). Официальной целью вторжения было уничтожение структур Талибана и Аль-Каиды. Однако за время американской оккупации производство наркотиков в Афганистане увеличилось во много раз. Было похоже, что вторжение США в Афганистан стало современной версией «Опиумной войны».
В декабре 2001-июне 2002 года США уже официально и в одностороннем порядке вышли из договора о запрещении противоракетной обороны от 1972 года.
В сентябре 2002 г. в США впервые были озвучены планы свержения режима С. Хуссейна в Ираке. По первоначальной версии целью свержения должен был стать не прямой захват иракской нефти, а создание нескольких марионеточных нефтяных компаний, которые, конкурируя друг с другом, подорвут единую политику добычи стран ОПЕК – и вызовут обвал нефтяных цен.
В марте 2003 года силы НАТО во главе с США, наконец, вторглись в Ирак (под надуманным предлогом, что в Ираке имеется химическое оружие, которое, кстати, до сих пор имеется у самих Штатов). Однопартийная диктатура партии БААС во главе с С. Хуссейном была свергнута, однако настоящая причина интервенции даже не скрывалась: нефтяные запасы Ирака немедленно были поставлены под контроль американской администрации.
В апреле 2003 году, наконец, причины конфликта США и РФ выплыли на поверхность в виде знаменитого «дела ЮКОСА».
Старейший нефтяной гигант США, наследник «Стандарт Ойл» Рокфеллера – «Эксон Мобил» попытался просто купить блокирующий пакет акций нефтяной компании «ЮКОС» (входившей в четвёрку самых прибыльных в РФ), которая готовилась предварительно объединиться с «Сибнефтью». Сделка не удалась – вместо этого в октябре 2003 г. в России началось уголовное преследование совладельцев ЮКОСА, которым немедленно припомнили, что они не платят налоги. От «дела ЮКОСа» пострадала и корпорация «Шеврон» - другой транснациональный энергетический лидер, который также выразил желание купить «ЮКОС».
Таким образом, стало очевидно, что российские олигархи бросили вызов воротилам мирового нефтяного бизнеса. «Медведь тайгу не отдаёт… ».
В 2003 г. главный американский советолог Маршалл Голдман разразился книгой «Пиратизация России», в которой обвинил власти новой России в «пиратстве», то есть в преступных способах ведения бизнеса. Это был симптом, показывающий изменение отношения американского истеблишмента к российской элите.
К 2004 г. «Соглашение о разделе продукции» было тихо похоронено целой серией поправок парламента и правительства РФ. Если взглянуть на график нефтяных цен – то хорошо видно, что именно с 2004 г. начался уже беспрецедентный рост нефтяных цен в мире. Такое нельзя было упускать или кому-то отдавать…
Теперь конфликт между США и РФ принял уже понятные и предельно серьёзные очертания: «раздел и передел источников сырья».
Так начиналась «прохладная война» - новое противостояние российского государства и российских элит с Западом.
Предварительные выводы
Дело «ЮКОСа» странным образом по времени совпадает с «нефтяной» интервенцией Запада в Ирак. Есть две основные версии объяснения внезапно возникших нефтяных потребностей этих транснациональных джентльменов.
Согласно первой версии, мировой кризис 1998-1999 гг. ударил по Западу слабее, чем по Азии, потому что произошло снижение нефтяных цен, что обычно на руку именно развитым странам. «Азиатский кризис» 1998-1999 гг. похоронил Японию и обанкротил Россию («дефолт» 1998 г.). Но дешёвая нефть подхлестнула развитие Китая, в который в предыдущее десятилетие Запад вбухивал инвестиции и технологии. Верхом на Китае и на заряде дешёвой нефти Запад проскочил кризис конца ХХ века. И теперь, в 2000-м году, когда нефть опять полезла вверх, в США были намерены повторить этот фокус, сбивая нефтяную цену уже сознательно.
Средством для этого стали военные авантюры. В 2001 г. цену удалось сбить вторжением в Афганистан после провокации «11 сентября». Но, понятно было, что на этом борьба с терроризмом не закончится: ведь в 2002 г. баррель опять лезет в гору. Тогда в 2003 году и настала очередь Ирака. И России тоже. Правда, контроль над её нефтью постарались получить не военным путём, а путём подкупа компрадорских кругов её элиты. В Россию пока нельзя было устроить военную интервенцию. Для начала надо было хотя бы получить с ней общую границу…
Кстати, действительно, на графике цены на нефть виден небольшой провал в начале 2003 г., по времени совпадающий с интервенцией США в Ирак.
Другая версия внезапной нефтяной «жадности» США выглядит проще, и не предполагает какого-либо осознанного плана вроде рукотворного понижения цен. Согласно этой версии, по итогам «кризиса доткомов» 2000-2001 гг. Штаты просто старались захватить те активы, которые в данный момент дорожали. В Афганистане они захватили контроль наркоторговли всей Евразии. И за нефтью Штаты полезли на Ближний Восток ровно потому, что она стала дорожать. И поэтому же постарались скупить акции у жадных хозяев-однодневок российского «ЮКОСа».
В данном случае даже неважно, какая из двух версий соответствует действительности. Важно то, что в начале XXI века в отношении России совпали три процесса:
1) Долговременный процесс из серии «стратегия анаконды»: геополитическое поглощение буферной зоны между РФ и Западом путём расширения НАТО на восток, а также разработка противоракетной обороны, способной лишить силы «последний довод королей» - ракетно-ядерное оружие. Это – естественный процесс заполнения «вакуума могущества», который образовался после гибели СССР и соцлагеря. И – естественный процесс, когда развитие вычислительной техники (как и любой техники) привело к прорывам в военной области. Явные события этого процесса: приём в НАТО стран Восточной Европы, подписание с Россией временных договоров для её успокоения, а также выход США из договора «анти-ПРО». Осторожным ответом Кремля стал только «марш на Приштину».
2) Средне-срочный процесс, связанный с попыткой США сохранить возможность изымать часть доходов постсоветской России путём участия американского бизнеса в продажах российского сырья на мировом рынке. Эту возможность Штаты получили ещё в период возникновения Российской Федерации, и оказались не готовы просто так отдать её народившимся местным элитам. Явные события этого процесса: распространение в СМИ и массовой культуре Запада клише про «русскую мафию», которые внезапно были подхвачены и вывернуты наизнанку в фильме «Брат-2» Балабанова. Радикализм которого почувствовали многие зрители как эпохальный поворот в отношении к Америке. Событием этого же рода стало введение «силового блока» в правительство РФ.
3) Краткосрочный фактор мирового кризиса, который заставил Запад во главе с США искать быстрый доступ к наиболее ликвидным активам (нефть, наркотики); либо в попытке уйти от кризиса – пришлось обеспечить Китай дешёвой нефтью, и уже верхом на китайцах удерживать своё лидерство в мире. Для этого США попробовали открыть некоторые свои «консервы», среди которых была и РФ. Явные события этого процесса: внезапное бесцеремонное давление (уголовное преследование Бородина по «делу Мабетекс»), попытка гигантов «Эксон Мобил» и «Шеврон» быстро захватить «ЮКОС+Сибнефть», а когда не получилось – развернуть пропагандистскую кампанию против правительства РФ как «тирании КГБ». В ответ в РФ началось преследование связанных с «делом ЮКОСа» олигархов и их медиа-ресурсов (в первую очередь – арест Ходорковского и закрытие НТВ).
В сумме все три процесса сложились к 2003 г. в «прохладную войну» Запада во главе с США против государства РФ и связанной с ним части российской элиты.
Действие Штатов оправдывали худшие опасения силовиков РФ: в марте 2004 года произошла вторая постсоветская волна расширения НАТО (туда вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, а также Латвия, Литва, Эстония). То есть теперь НАТО уже влезла и на постсоветское пространство. В результате чего, между прочим, у блока НАТО и РФ появилась общая граница…
Осенью 2004 г. началась проамериканская «оранжевая революция» на Украине. В том же 2004 г. в Британии заявили, что мечтают разместить на своих островах американскую ПРО. Это пока были декларации.
В 2006 г. США заявили о намерении разместить элементы ПРО в Восточной Европе. Тут же в очередь за американской ПРО выстроились Польша, Чехия, Румыния. Хотя пока что элементы ПРО не могли сбивать межконтинентальные ракеты, летящие по Штатам, однако позиционный район ПРО в Восточной Европе (в случае агрессии НАТО) лишал РФ возможности создать электромагнитный импульс (ЭМИ) над театром военных действий – и тем самым пресечь эту агрессию.
(Об электромагнитном импульсе см. здесь:)
Цена нефти отреагировала на военное наступление США падением с 70 до 50 долларов за бочку во второй половине 2006 г.
Продолжение здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/604222aa137c7c004da231d2/ssha-protiv-rossii-v-chem-prichina-poholodaniia-19992008-chast-3-60bb712d3adb654fa50ecbe0