Часть 15
Введение эстетической хирургии хирургии в Японии, как и везде, преследовало цель помочь людям, чувствующим себя несчастными. В японкской медицине уже существовало особое определение для этого неопределенного ощущения недомогания - оно называлось юбио. В традиционных представлениях кампо, японской медицины, каждый индивид обладает Тайши-цу - врожденными задатками, или предрасположенностями. Разные задатки проявляются в различных формах юбио. Может ли человек изменить свои Тайши-цу? Изменение этих предрасположенностей стало возможным лишь после появления в Японии эстетической хирургии, части другой «прозападной» модели медицины после реставрации Мэйдзи, которая вытеснила традиционные представления кампо. Когда в 1874 г. вышел новый закон, обязывающий всех новых врачей изучать также западную медицину, традиционная целительская практика, в которой, кстати, присутствовало табу на вскрытие тела (собственно, хирургию), была оттеснена на второй план.
Западная медицина и в том числе хирургия получили привилегированный статус, стало разрешено вскрывать тело и менять Тайши-цу.
После Второй мировой войны и американской оккупации помимо операций по коррекции век популярностью начали пользоваться и другие операции эстетической хирургии, например впрыскивание силикона для увеличения груди. Это, в частности, объяснялось влиянием американских представлений об эротичности большой груди. Традиционные же японские и китайские представления о женской груди немного иные. Например, на картинах художника XXI в. Китагавы Утамаро (1750-1806), где изображены кормящие матери, можно обратить внимание на их плоскую грудь, которая «является символом женской скромности». В 1952 г. в Японии для увеличения груди стали делать инъекции парафина, в 1958 г. - силиконовые инъекции. Это имело катастрофические последствия для здоровья многих пациенток. Уже в 1949 г. Тайхиро Акияма изобрел силиконовые протезы для груди. Неожиданно вспыхнувший интерес пластической хирургии вызывает у многик японцев вопрос: может ли на самом деле эстетическая хирургия сделать человека счастливым, исправляя отрицательные юбио. Как и в других странах Азии, эти «поиски счастья» не связаны с официальной, классической медициной. Просто существует множество «салонов красоты», в которые японские женщины ходят специально для того, чтобы улучшить внешность изменить к лучшему лицо и тело. Обслуживающий персонал там тоже представлен женщинами. Однако в отличии от прошлых лет современные японки - как сотрудницы, так и посетительницы салонов красоты больше не боятся говорить об этом открыто. Сейчас в Японии господствующим стало представление о том, что эстетическая хирургия во многом помогает как карьере, так и общению с людьми. Возможно, здесь будет достаточно привести следующий пример. Двадцатидвухлетняя девушка, назовем ее Марико, втечение шести месяцев делала пластические операции. Это включало в себя европейский разрез глаз, подтяжку носа, подбородка и скул, в результате которой последние стали менее выпуклыми. Девушка рассказывала, что с подросткового возраста ненавидела свое лицо и поэтому решилась пойти на косметические операции. Она выплатила первый миллион йен (около 7300 долларов) за операции, стоившие в общей сложности полтора миллиона йен (около 11 000 долларов). Марико пошла на операцию в основном из желания устроиться на работу администратором. С ее новой внешностью, как она считает, у нее теперь гораздо больше шансов получить желаемое место. Ихиро Камошита, ведущий врач и директор больницы Хибия-Кокусай в Токио, считает, что косметическая хирургия и объявления «салонов красоты» привлекают прежде всего женщин, страдающих комплексом неполноценности. Многие женщины слепо верят в то, что если улучшится их внешний вид, то сразу же улучшится и отношение к ним окружающих.
Они стремятся одновременно стать более успешными в жизни и в то же время желают быть более женственными и обаятельными. Директор одной из больниц, Нахико Морикава, отмечает, что часто они даже не имеют ясного представления о том, чего, собственно, добиваются. Перемены, произошедшие в последнее время в Японии, проявились не только в смене культурной ориентации на «западную», но также и в изменении общего отношения японцев к эстетической хирургии. В наши дни растущая популярность пластической хирургии в Японии ведет к тому, что «все большее число японских матерей сами приводят своих дочерей на косметические операции». Постепенно в обиходе укореняется обычай преподносить детям в качестве подарка оплаченный счет на косметическую операцию, чтобы «исправить маленькие глаза, плоский нос или слишком широкий овал лица». В апреле и мае, перед началом учебного года, тинейджеры снова приходят в косметические клиники. «Это просто потрясающе: видеть у меня в клинике так много молоденьких девушек, причем именно в середине марта. Однажды я даже попросил моих ассистентов еще раз пересчитать количество документов. И в самом деле получилось так, что в марте 1997 г. количество наших пациенток по сравнению с прошлым годом утроилось, - говорит Фумихико Умицава, директор больницы «Юинь» в Токио и по совместительству председатель Ассоциации косметической хирургии. - И еще больше меня удивляет то, что это в большинстве своем - девочки, которые успешно учатся в лучших школах страны. Среди них нет золушек, мечтающих о карьере телезвезды или модели. Это серьезные умные девочки, и они приходят ко мне сюда вместе с матерями». Мать одной 15-летней девушки рассказывает в интервью еженедельнику «Фокус»: «Да, у меня есть определенное внутреннее сопротивление перед такой идеей. Но дочь так искренне хотела этого, и у меня не хватило сил ей отказать. В конце концов симпатичным девушкам легче живется, не так ли? Я уговорила мужа бросить курить, и таким образом мы сумели скопить денег на операцию». С другой стороны, девочка руководствуется тем, что для ее поколения в таких операциях нет ничего удивительного. «Да это то же самое, что проколоть уши. Сегодня все так делают. Не понимаю, почему некоторые люди так этому противятся». И действительно, число пациенток довольно велико. В Японии, как и во многих других странах, причиной таких операций часто является простое тщеславие, и пациентки по большей части рассматривают их как чисто косметическое мероприятие, а не как попытку изменить признаки своей расовой принадлежности.