Найти тему

Индивидуализм и коллективизм

По своему происхождению и образу жизни человек это общественное (стадное) животное. Каждому человеку присущи противоположные чувства индивидуализма и коллективизма. Человек постоянно взаимодействует с другими людьми. В одних случаях он действует с ними сообща (командная работа для получения результата), а в других конкурирует и противоборствует («делёж добычи»). В различных обществах (странах, исторических периодах) эти проявления человеческой природы устанавливаются в разных пропорциях.

В Древнем Египте жизнь человека была очень регламентированной, преобладал коллективизм. Это обеспечивало ему максимальную стабильность, но приводило к застою и замедлению прогресса, особенно при смене технологических эпох в мире. С другой стороны, в Древней Греции, или в Западной Европе после Средневековья, преобладал индивидуализм. Это приводило к быстрому прогрессу в культуре (и в технологии, которую я считаю частью культуры). Но это вызывало «атомизацию» общества, большую социальную нестабильность: революции, войны, смену политических и идеологических систем. Как ответная реакция на это в обществе, как в системе с отрицательной обратной связью, возникали экстремальные всплески коллективизма и подавления индивидуализма: фашизм и большевизм.

Оптимуму соответствует некоторая мера сочетания в обществе коллективизма и индивидуализма, своя для определённого времени и места (области пространства‑времени). Эта мера реализуется в форме соответствующего социально‑политического устройства общества на всех уровнях: от семьи и трудового коллектива до государства и мирового сообщества – и в соответствующих идеологиях.

При этом идеологий требуется много!

Одна из них – господствующая – обслуживает существующую социально‑политическую систему, оправдывает её, служит основой для ее функционирования и совершенствования. А другие идеологии являются «виртуальными» или теоретическими – соответствующими другим социально‑политическим системам. В данный момент эти идеологии не реализуются на практике. Но они готовят возможность перехода, при необходимости, к реализации новой социально‑политической системы, на смену устаревшей. А поскольку будущие условия всегда многовариантны, то обществу требуется иметь про запас несколько вариантов идеологий.

Важно также, чтобы в обществе были разные люди с различными качествами и взглядами. Это может усложнять его функционирование, но повышает его устойчивость при изменении внешних условий. «Город – единство непохожих», как сказал Аристотель.

Свобода мысли и слова позволяет развиваться таким виртуальным идеологиям, и конкурировать им между собой, и даже с господствующей идеологией. Только тогда, когда эта свобода обеспечивается в достаточной степени, общество встречает необходимость изменения своего устройства подготовленным, и может сделать это эффективно: вовремя и относительно безболезненно, на основе уже заранее подготовленной и достаточно развитой виртуальной идеологии, и соответствующих людей – её носителей. В противном случае существование старой системы затягивается до предела. И её замена новой системой (или попытка этого) происходит непродуманно, стихийно и очень болезненно, без заранее подготовленного плана (идеологии) и не подготовленными к этому людьми.

«Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.» А. С. Пушкин

Кратко.

Человеку необходимо уважать себя. Большинству для этого нужно уважение от других.

– Чтобы увидеть себя нужно посмотреть в зеркало… других людей.

– Единственная универсальная ценность – это разнообразие. Жизнеспособность любой сложной системы напрямую зависит от её внутреннего разнообразия.

– Тоталитаризм – это насильственное единомыслие.

– Тоталитарные режимы неустойчивы, поскольку они уничтожают своё внутреннее разнообразие, а значит и возможности адаптации к своей среде.