Найти в Дзене

А что внутри или почему изобретение масла отодвинуло все остальные виды искусства на второй план?

Оглавление

Мы много читаем о произведениях искусства, о тайных смыслах, символах, иконографии. Все это имеет отношение к сюжету и тому, как он изображён. Однако есть очень интересная сфера, которая часто выпадает из поля нашего зрения ввиду ее сложности, но от этого не менее важная.

Речь о технике живописи.


Дабы восторжествовала справедливость, предлагаю поговорить о технике масляной живописи в 15 веке.


Некоторые слышали рассказ о том, что масло изобрели братья Ван Эйки.

Это не совсем так, просто потому что масло (как связующее для пигментов) было известно еще с 12 века.

Ван Эйки лишь довели до совершенства эту технику, создав из неё универсальный инструмент.

А это в свою очередь сотворило прорыв в истории искусства. Масло даёт невероятный спектр возможностей: яркий цвет, имитация поверхностей, одни пигменты ложатся плотно, другие создают эффект эмали, третьи полупрозрачны.

Но главное достижение - многослойность.

Если яичная темпера, при наложении на друг друга смешивалась (представьте себе гуашь), то масло ложилось полупрозрачными слоями, которые просвечивали сквозь друг друга, пропускали свет и изолировали пигменты от смешивания. Получался многослойный, многосоставный цвет. Это, кстати, видно на вертикальных срезах нидерландских картин 15 века.

Срез Нидерландских картин 15 века
Срез Нидерландских картин 15 века

То, что нам кажется однозначным и простым, оказывается очень сложным технически. Смотрите на зелёную драпировку Ангела на картине.

Обратите внимание на одеяния ангела слева. Видно, что это не просто зелёный цвет.
Обратите внимание на одеяния ангела слева. Видно, что это не просто зелёный цвет.

То, что нам кажется зелёным, оказывается сложно составленным целым: меловой грунт, свинцовые белила (с вкраплениями), красный, а уж потом только зелёный.


Кроме того масло позволило создавать самую разную поверхность

Будь то рельефные мазки или гладкие эмалевые поверхности. На плотной рельефной поверхности можно было имитировать эффекты: парчу, драгоценные камни - все то, что у нас вызывает по сей день восторг. Как это делалось? Например, на толстые слои наносились штрихи/точки, имитирующие нити парчи.

Благодаря этому спектру возможностей, живопись отодвинула все другие виды искусства (скульптуру, книжную миниатюру, дпи, например), которые в средневековой системе ценностей занимали первое место.

Когда пытаюсь осмыслить это, мой мозг выдаёт только одно "Ну как же это круто!"