Сергей Михайлович Романо́вич (1894—1968) — русский художник, живописец, график, писатель и философ.
Сергей Михайлович родился 11 сентября (29 августа) 1894 года в Замоскворечье, в семье Михаила Михайловича Романовича — инспектора по надзору за домами для сирот ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Романовичи были наследственными священниками, только Михаил Михайлович поступил на государственную службу. Мать — Софья Александровна Ненсберг, шведка по отцу — была первым учителем Сергея.
В 1909 году Серёжа поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1918 году. Там он учился у Н. Касаткина, А. Архипова, В. Бакшеева, Л. Пастернака, С. Иванова, в 1917-18 у К. Коровина, П. Кузнецова и других мастеров.
С 1913 участник выставок. Подружившись с Михаилом Ларионовым, под его влиянием, примкнул к футуристическому авангарду, участвовал в выставке «Ослиный хвост» (1912). Был в 1912—1914 годах членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвовал в их выставках («Мишень» — 1913 год, «№ 4» — 1914 год).
В 1914 году записался добровольцем в армию.
В 1918—1920 годах преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1920—1928 годах (с перерывами) — в воронежском отделении ВХУТЕМАСа, в 1922—1923 годах — в московском ВХУТЕМАСе, с 1929 года — на рабфаке искусств, в Архитектурно-строительном институте, декоративном отделении Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское) «с перерывами».
В 1922-25 один из организаторов, участник и наиболее значительных живописцев общества "Маковец". Член этого общества с 1921 года. В своей программной статье «О реализме» (второй номер журнала «Маковец», 1922) выдвинул понятие «реализма в высшем смысле, соприкасающегося с пророчеством и исходящего из нравственной и светоносной природы человека». С этой поры тяготел к религиозному символизму, ратовал за искусство синтеза формы и смысла, основанного на живом религиозном опыте.
В 1928 году вступил в «Общество московских художников» (ОМХ). Член монументальной секции МОСХа (с начала 30-х годов).
С 1930-ых практически ушел в художественное «подполье».
В 1932 году был командирован на Русский Север, в 1938 году — в Среднюю Азию, в 1938—1939 годах — в Азербайджан.
В 1935—1948 годах работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Им был исполнен ряд произведений в жанре монументальной росписи:
роспись павильона «Азербайджан» на ВДНХ;
роспись промышленного техникума в Воронеже;
панно для Политехнического музея в Москве для рыбного отдела;
роспись плафона театра Красной Армии в Москве;
эскизы росписи плафона Воронежского областного театра «Герои Советского Союза Гризодубова, Осипенко и Раскова»;
панно на специальную авиационную тему для Московского авиационного института;
роспись 2-х комнат лечебно-санаторного Управления Кремля;
портретное панно для детской больницы Кремля;
роспись для клуба зрительного зала и театра Болшевского машиностроительного завода;
«Строительство механического завода в городе Златоуст» масло, для постоянной Всесоюзной строительной выставки в Москве;
панно «Скоростное строительство высотных зданий для Зала стальконструкций на постоянной Всесоюзной строительной выставке в Москве»;
эскиз росписи для кинотеатра в городе Рязани;
роспись фронтона кинотеатра в городе Смоленске.
Не имея возможности представить на публичный показ что-либо из своих «заветных» работ, Романович с конца 1920-х годов перестал участвовать в выставках. На жизнь зарабатывал как педагог, оформитель общественных интерьеров. После войны почти не экспонировал свои произведения. В шестидесятые годы зарабатывал на жизнь монументальными заказами, как изготовитель скульптурных бюстов и надгробий.
Основная часть работ, созданных художником - живописные композиции на антично-мифологические и евангельские темы. Также он написал немало замечательных по колориту портретов, цветочных натюрмортов и других работ, которые он разрабатывал в течение всей своей жизни. Сергей Михайлович оставил большое живописное, графическое и литературное наследие (статьи о Ларионове, Бромирском, Ге, Ван Гоге, переписка). Работы художника находятся во многих музеях городов Воронежа, Смоленска, Саратова, Павловска, Санкт-Петербурга, Москвы, в том числе в Каракалпакском ГМИ им. И.В. Савицкого.
Умер художник в Москве 21 ноября 1968 г. Похоронен на Даниловском кладбище.
«Смысл наследия Сергея Романовича, — хотя мастер уже не принадлежит к числу неизвестных, незаслуженно забытых величин русского искусства, — до сих пор нам неясен. Не ясен не по качеству своему, качеству высочайшей пробы, не по каким-то моментам классификации, по отношению к большому искусству всегда третьестепенным (только мелкое раскладывается по ящикам легко и быстро), но в силу гораздо более глубинных проблем. До сих пор загадочно то послание, которое в картинах мастера заключено.
Но нам повезло: Сергей Михайлович принадлежал к числу «говорящих художников», тех художников-философов, которые — подобно Дюреру, Делакруа — считали необходимым оставить пространный теоретический комментарий, твердо намечающий верный курс понимания их вещей, нисколько при этом последние не маскируя и тем паче не подменяя. Ведь художник — если он действительно ценит дар словесного общения и умеет им пользоваться — всегда откровенней и тоньше самого изысканного историка и критика. Прежде всего потому, что он говорит о своем, кровном, созерцаемом изнутри, а не извне (в этом отношении единственное спасение для историка — стать хотя бы немного художником). Конечно, и по вещам Романовича можно догадаться о том, как он мыслил, это настоящее умозрение в красках. Но многочисленные тексты, от него оставшиеся, оказывают нам неоценимую дополнительную помощь.»
Михаил Соколов.