Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Пакистанский Талибан на новой тропе войны в Белуджистане

Вывод войск США из Афганистана и попытки Пентагона направиться в Исламабад вызвали новую волну нападений боевиков в Пакистане. Пакистанский «Талибан» усиливает нападения в Белуджистане, что совпадает с выводом американских войск из Афганистана.

Всплеск религиозной и одновременно националистической воинственности превращает пакистанскую провинцию Белуджистан в новый очаг вооруженного конфликта с волнами нового насилия, направленными на то, чтобы ударить по плану правительства по созданию «волны развития» через поддерживаемый Китаем проект порта Гвадар. и возможное возвращение американских военных в регион.

Белуджистан, который служил политической базой для лидеров афганских талибов, находившихся под наблюдением Пакистана в течение нескольких лет после вторжения США в Афганистан в 2001 году, сейчас находится в агонии нарастающей активности боевиков, связанных с талибами, что является четким сигналом того, что вывод американских войск разжигает новую нестабильность. в регионе.

Насилие растет как раз тогда, когда председатель Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) генерал-лейтенант Асим Салим Баджва заявил в последние дни, что порт Гвадар и связанная с ним свободная зона Гвадар будут генерировать экономическую деятельность на сумму около 10 миллиардов долларов в год. Он сказал, что порт будет играть ключевую роль в подъеме экономики бедной провинции.

Эта оптимистичная линия диаметрально противоположна усиливающимся террористическим атакам со стороны как исламистских, так и белуджских националистических групп, которые стремятся соблюдать законы шариата и создать независимый, отколовшийся от Пакистана «Большой Белуджистан», соответственно.

21 апреля пакистанские талибы, вероятно, воодушевленные вероятной победой афганских талибов в Афганистане, устроили смертоносный взрыв террориста-смертника на стоянке у охраняемого отеля Serena в Кветте. Это произошло после взрыва в середине апреля, в результате которого на футбольном матче в промышленном городе Белуджистан Хабе было ранено 14 человек. 24 мая не менее пяти человек были ранены в результате взрыва бомбы на обочине дороги в Кветте.

Это произошло через три дня после нападения на митинг солидарности с Палестиной в провинциальном городе Чаман, Белуджистан, на границе с Афганистаном, в результате которого 7 человек погибли и 14 получили ранения. 5 мая в результате террористической атаки со стороны Афганистана не менее 4 военных погибли и еще 6 получили ранения. 1 июня не менее 8 человек были убиты и 15 ранены в результате двух отдельных нападений на силы безопасности в Белуджистане.

Это нападение произошло в Турбате, расположенном менее чем в 160 км от Гвадара. На него претендует вооруженная освободительная армия белуджей (BLA), которая теперь объединилась с Белуджским национальным движением за свободу, альянсом, в который входят BLA, Фронт освобождения Белуджистана (BLF) и Республиканская армия Белуджистана (BRA).

Растущие число нападений талибов и групп боевиков белуджей отличаются от продолжающихся целенаправленных убийств на религиозной почве хазарейского меньшинства Белуджистана. Базирующиеся в Пенджабе группы боевиков, такие как «Лашкар-и-Джангави» (LeJ), вдохновленная своей сектантской идеологией «очистить» Пакистан от «неверующих» и «неверных», продолжают нападать на гражданское население. В ходе одной из последних атак в январе 2021-го года группа зверски убила 11 угольщиков. Реакция премьер-министра Имрана Хана на недавнюю сидячую забастовку общины хазарейцев в Кветте еще раз продемонстрировала, что пакистанское государство не желает сдерживать сектантскую воинственность, которая давно преследует религиозные меньшинства, включая народ хазарейцев и другие секты шиитов.

Поскольку Белуджистан быстро превращается в центр сектантской, исламистской и националистической воинственности, предполагаемое будущее провинции как нового центра экономической активности, финансируемой Китаем, выглядит мрачным. Ситуация во многом обязана вялой реакции пакистанского государства на убийства сектантов и его нежеланию и неспособности контролировать такие группы, как LeJ.

Между тем возрождение пакистанских талибов связано не только с растущими беспорядками в соседнем Афганистане, вызванными выводом войск США, но и с растущими разногласиями между Пакистаном и афганскими талибами, в том числе по поводу растущего нового стратегического взаимодействия Пакистана с США. Афганские талибы понимают, что настойчивое стремление Пакистана создать инклюзивное политическое правительство в Афганистане является результатом его усилий по изменению своих отношений с США после вывода войск. Это представление подтвердилось, когда Пакистан заявил, что его контракты эпохи «войны с терроризмом» на обеспечение воздушного и наземного доступа американских войск в Афганистан через свои базы остаются «действительными и действующими». Афганские талибы поспешили «призвать соседние страны не позволять никому этого делать» и, что «если такой шаг будет сделан снова, это будет большой исторической ошибкой и позором».

Возникновение и существование связанных с Талибаном группировок, таких как имеющая отношения с Аль-Каидой «Техрик-и-Талибан» (ТТР) в Пакистане, конечно же, коренится в участии Пакистана в возглавляемой США глобальной «войне с террором». Большинство группировок «Талибан» в Пакистане находятся под эгидой ТТР. Тот факт, что возрождение ТТР совпадает с очевидной готовностью Пакистана восстановить военный союз с США, показывает, как антиамериканские настроения могут снова стать опорой этих группировок в продолжении их джихада против пакистанского государства.

Действительно, недавние нападения пакистанских талибов сигнализируют о том, что любой шаг, сделанный Исламабадом, чтобы разрешить доступ США к военным базам, погрузит весь Белуджистан в нестабильность и насилие. Власти Пакистана публично заявили, что не позволят иностранным ботинкам стоять на земле.

Белуджские сепаратистские группы также дали понять, что они будут использовать активизацию талибов для расширения своих атак на пакистанские вооруженные силы. Белуджские сепаратистские группы, хотя и не вдохновлены сектантскими группировками или Талибаном, стремятся создать независимое государство Белуджистан в основном из-за систематического исключения их людей из политических и экономических структур государства.

Они рассматривают поддерживаемый Китаем проект порта Гвадар как продолжение этой политики. Нападения белуджских боевиков в Гвадаре в 2019-м году вынудили пакистанскую армию ограждать порт Гвадар, чтобы успокоить нервы Пекина на фоне ослабления инвестиционных обязательств. Атака была результатом того, что местные источники описывают как систематическое отстранение местного населения от работы в порту, а также продажу белуджской земли местным и международным компаниям для проектов развития инфраструктуры. Это помимо того факта, что Китай уже приобрел операционные права на порт на следующие 40 лет, и почти 91% общей прибыли порта должен получать Пекин.

В то время как различные группы боевиков Белуджистана имеют разные причины противостояния с пакистанским государством, важно то, что и талибы, и белуджские активисты все чаще нацелены на CPEC и другие китайские интересы. В то время как белуджские группы называют Китай «имперской державой», нападения талибов на китайские проекты и официальных лиц являются неотъемлемой частью их программы по принуждению пакистанского государства к политическому подчинению.

Несмотря на различные причины, движущие этими группировками, Белуджистан, несомненно, находится на грани серьезного рецидива многомерной нестабильности, которая приведет к усилению военного присутствия Пакистана в провинции, которая и без того активно патрулируется военизированными формированиями и военными. Действительно, сообщения указывают на то, что пакистанские военные уже ищут землю в Белуджистане для строительства новой военно-воздушной базы, которая могла бы позволить доступ авиации США и их военным операциям в Афганистане.

Для народа белуджей, особенно сепаратистов, придерживающихся жесткой линии, усиление милитаризации укрепит их политическую и экономическую изоляцию. Правительство рассматривает провинцию как «пакистанскую колонию», что разжигает еще большее антигосударственное насилие, которое по ассоциации будет направлено как на китайцев, так и на них. Вот в этом и состоят нтересы США.

САЛМАН РАФИ ШЕЙХ