Найти в Дзене
Жизнь в звуке

Что надо было сказать чтобы урожай был богатый? Опыт предков.

В далекие времена, когда Русь и Россия кормила себя сама, а не закупала продовольствие за рубежом, в жизни славянских общин, как и у любых других земледельческих народов важным периодом считалось время жатвы. С этим периодом был связан обширный набор обрядов и магических ритуалов. Они не были приурочены к определенной дате, а зависели от времени созревания злаков. Жертвенные обряды проводились, чтобы отблагодарить землю - матушку за долгожданный урожай, в это время с помощью магических действий участники обряда стремились вернуть земле плодородие, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обряд имел практическое значение: жницам требовался определенный перерыв в работе. Важную роль в таких обрядах несли звуковые, словесные формулы , он был их неотъемлемой частью, основой являлось ритмическое звукоподражание, пение, речитатив, по причине того, что хлеб убирали в основном женщины, песни напевали, в основном, от их имени. Пение помогало организовать ритмический темп работ, пение имело

В далекие времена, когда Русь и Россия кормила себя сама, а не закупала продовольствие за рубежом, в жизни славянских общин, как и у любых других земледельческих народов важным периодом считалось время жатвы. С этим периодом был связан обширный набор обрядов и магических ритуалов. Они не были приурочены к определенной дате, а зависели от времени созревания злаков. Жертвенные обряды проводились, чтобы отблагодарить землю - матушку за долгожданный урожай, в это время с помощью магических действий участники обряда стремились вернуть земле плодородие, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обряд имел практическое значение: жницам требовался определенный перерыв в работе. Важную роль в таких обрядах несли звуковые, словесные формулы , он был их неотъемлемой частью, основой являлось ритмическое звукоподражание, пение, речитатив, по причине того, что хлеб убирали в основном женщины, песни напевали, в основном, от их имени. Пение помогало организовать ритмический темп работ, пение имело мерную структуру, как пример, каждая строчка в жатвенной песне заканчивалась высоким возгласом: “У” или “Гу”.

« Пора же, мати, жито жати – У?
Ох и колосок налился – У?
Колосок налился - У?
Пора же, мати, дочку дати, У!
Ох, и голосок сменился - У!»

Жатву старались, закончить как можно быстрее, пока не осыпалось зерно. Поэтому нередко хлеб дожинали «всем миром», то есть всей деревней выходя на одно поле. По дороге на совместную работу или толоку и возвращаясь обратно домой пели специальные песни, в которых обращались к зерну

Хлеб убирали в основном женщины
Хлеб убирали в основном женщины

Когда заканчивали жать поле, землю благодарили и просили ее передать часть своей силы.Чтобы не обидеть землю, последний сноп всегда жали молча, потом, не произнося ни слова, уносили домой. Этому снопу приписывалась магическая сила. Внося дожиночный сноп в дом, хозяйка произносила приговор:

«Кыш, мухи, вон,
Хозяин пришел в дом»

-2

После окончания жатвы хлеба во многих местах хозяйка дома выходила на поле, ложилась и несколько раз перекатывалась по последней полосе, приговаривая: «Нива, нива, отдай мою силу». Считалось, что после этого обряда земля отдает женщине потраченные силы. Этот обряд хорошо иллюстрирует символическое сочетание действия и установленной словесной формулы.
Жатва была можно сказать главнейшим событием в жизни славянской общины, когда урожай был убран, то после тяжелой работы можно было немного отдохнуть - устроить праздник, сыграть свадьбу!

«Если моя статья была Вам полезна, буду благодарен, если Вы поставьте мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».

zen.yandex.ru/id/600454fc0bbfc40f52272e74