Найти тему
184,3K подписчиков

Провальные или непонятые? 7 самых неоднозначных альбомов от известных рок-групп.

9,4K прочитали
В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе. И вот выходит новый альбом, а реакция публики совсем не та, к какой музыканты привыкли. Если сказать мягко, в диапазоне от недоумения до неприятия. Как итог, группа либо распадется, либо возвращается к корням, иногда удачно, иногда не очень. Очень тяжело бывает соблюсти баланс в творчестве. Любой неверный шаг, и тебя обвинят либо в стагнации и застое, либо в коммерциализации и опопсении. В этом посте я предлагаю на ваш суд свою субъективную подборку таких вот странных альбомов, неоднозначно принятых фанатами. Какие-то из этих работ вышли действительно слабыми, свидетельствующими о грянувшем творческом кризисе, какие-то кажутся спустя время достойными внимания, просто выпущенными ни к месту и ни ко времени. Итак, поехали!

Scorpions «Eye II Eye» (1999)

В 1999-м году кто только ни обыгрывал скандал, связанный с Биллом Клинтоном и Моникой Левински. Тут и рэпер Эминем постарался, и наша Ария подсуетилась. Не устояли от искушения и легендарные немцы Scorpions. Ну вы должны помнить тот клип на песню «To Be No. 1», если в конце 1990-х хоть иногда включали MTV. Меня тогда сам клип позабавил, но песня вызвала искреннее недоумение. Это что, те самые Скорпы? Ознакомление с альбомом недоумение лишь усилило. Вроде и были на альбоме неплохие мелодии, но ассоциации варьировались где-то между U2 и The Rolling Stones. Я понимаю, что приведенные примеры достойны ориентира, но Scorpions к тому времени уже сами давно стали ориентиром. А «Eye II Eye» ну ни разу не Scorpions. Видимо, музыканты сами поняли, что сморозили что-то не то, и уже начиная со следующего альбома можно было услышать столь привычный и милый слуху мелодичный хард.

Helloween «Chameleon» (1993)

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-2

Эта группа заложила музыкальные и идейные основы жанра пауэр-метал своими альбомами Keeper of the Seven Keys, Pt. 1 и Pt. 2 соответственно, ставшими классикой жанра. Каково же было удивление, когда отцы-основатели решили отойти от своего детища и обратиться к чему-то чужеродному, но с бОльшим коммерческим потенциалом. Впрочем, обо всем по порядку.

Крен в сторону изменения стиля начался после ухода основного композитора группы гитариста Кая Хансена. И если альбом 1991-го года «Pink Bubbles Go Ape» еще напоминал классику группы, то Chameleon полностью оправдал свое название. Судя по всему, Helloween решили покорить американский рынок и выбрали сомнительный путь для достижения этой цели: копирование актуальный американских хард-роковых групп: от Van Halen до Guns n’Roses. Я бы не сказал, что песни совсем уж плохи, но честнее было бы это выпустить под другим названием. В итоге мы получили вместо пауэр-метал-группы номер 1 безликую и посредственную мелодик-хардовую группу. Фэны группы проголосовали рублем. Альбом, задумывавшийся как коммерческий прорыв, обернулся коммерческим провалом. Оргвыводы последовали незамедлительно: смена вокалиста и возвращение к прежней стилистике. Интерес поклонников вернулся, но прежних высот с точки зрения творчества группа уже не достигла.

Paradise Lost «Host» (1999)

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-3

Об этой группе я уже писал в обзоре «7 знакомых альбомов дум-метала». Записав в 1991-м эпохальный «Gothic», музыканты, видимо, решили, что в рамках дум-метала достигли максимума и в своих последующих работах меняли стилистику, постепенно смягчая саунд. Сперва вокалист Ник Холмс перестал гроулить, затем в аранжировках стали все настойчивее появляться элементы различных жанров электронной музыки. В конечном итоге все это привело к выходу в 1999-м году альбома «Host», который по стилистике больше напоминал Depeche Mode времен «Songs of Faith and Devotion» и «Ultra», нежели их собственную классику.

Реакция олдовых тру-фэнов была предсказуема: люди посчитали себя обманутыми любимой группой. При этом меломаны с незаморёнными взглядами альбом восприняли с энтузиазмом. Композиторские таланты никуда не ушли, а развились и адаптировались к новому звучанию. Лично я альбом провальным не считаю и иногда переслушиваю с удовольствием. Но музыканты, похоже, испугались собственной дерзости и признали эксперименты с электронщиной ошибочными. Во всяком случае, уже в следующем альбоме они вернулись к гитарному металлическому звучанию. Только вот, к сожалению, куда-то ушло умение сочинять по-настоящему красивые песни. Все последующие работы группу слушаются какими-то вымученными. Похоже, их лучшие времена остались в 1990-х.

Iron Maiden «The X Factor» (1995)

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-4

В начало 1990-х эти британцы вошли в отличной творческой форме. Альбом 1992-го года «Fear of the Dark» был расхвален критиками и с восторгом принят фэнами, тур в поддержку альбома проходил успешно, в том числе и в Москве. И известие об уходе из группы вокалиста Брюса Дикинсона ради сольной карьеры стало для поклонников громом среди ясного неба. Тем не менее, оставшиеся музыканты, здраво рассудив, что не они первые и не они последние, приняли решение продолжать с новым певцом. Им стал Блэйз Бэйли из малоизвестного коллектива Wolfsbane. Но, кода вышел в свет новый альбом, «The X Factor», случилось страшное: фанаты не приняли нового вокалиста. При этом нельзя сказать, что сам музыкальный материал был плох: песни логично продолжали линию пары предыдущих альбомов, а мастерство, как известно, не пропьешь, о техническом уровне этих парней лишний раз писать нет смысла. Просто этим песням не повезло появиться на свет в смутный период истории группы. И виной тому новый вокалист.

Честно говоря, когда лично я услышал его голос, у меня возникло стойкое ощущение, что некий не очень умелый пародист пародирует Брюса. Ну вот Максим Галкин Ренату Литвинову пародирует, а Блэйз Бэйли Брюса Дикинсона. На мой взгляд, причина неудачи в том, что главный сонграйтер группы Стив Харрис продолжал по инерции писать песни под вокал Брюса, и бедняге Блэйзу ничего не оставалось, как старательно копировать прежнего вокалиста. При этом у него голос-то неплохой, нужно только учесть его индивидуальные особенности. В этом можно убедиться, послушав его сольные работы. Но с работой в составе Железной Девы у Блэйза не срослось, и после двух альбомов он был отчислен как не справившийся с задачей, а Брюс, к бурной радости фэнов, в состав вернулся.

Judas Priest «Jugulator» (1997)

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-5

У соотечественников ВИА «Железная Дева» в начале 1990-х сложилась схожая ситуация. После бестселлера 1990-го года «Painkiller», до сих пор одного из любимейших мною метал-альбомов, фронтмэн группы Роб Хэлфорд, как и Брюс Дикинсон, решив, что перерос как жанр хэви-метал в целом и свою группу в частности, решил реализовывать свой нераскрытый творческий потенциал на стороне. На замену ему был взят Тим Оуэнс, с которым и был записан следующий альбом «Jugulator». В отличие от Iron Maiden, Присты учли особенности нового вокалиста, что стало причиной некоторых изменений в стилистике. В музыке появились элементы грув-металла. Тут и там проскальзывали гитарные рифы а-ля Pantera и Machine Head. И в какой-то момент это сыграло с группой злую шутку. Яркие запоминающиеся припевы, бывшие фирменным знаком Judas Priest, куда-то ушли. Новые песни оказались суховатыми и лишенными какого-либо намека на мелодизм. Фэны, воспитанные классическими альбомами группы 1980-х, оказались разочарованы. Альбом 2001-го года «Demolition», хоть и получился поинтереснее, в корне ситуацию не изменил, и все закончилось, как и в случае с Iron Maiden, возвращением прежнего вокалиста. Конечно, второй «Painkiller» и тем более «British Steel» группа не записала и вряд ли уже запишет, но, скажем, альбом 2018-го года Firepower определенно хорош!

Deep Purple «Come Taste the Band» 1975

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-6

В богатой истории Deep Purple это самый неоднозначный альбом. Причем в данном случае «неоднозначный» вовсе не значит «плохой». Спустя годы его признали, и он даже вошел в пятерку лучших альбомов Deep Purple по версии сайта Ultimate Classic Rock. Но судьба альбома была непроста. Вообще, на мой взгляд, этот альбом следует рассматривать не как десятый альбом Deep Purple, а как нулевой альбом группы Whitesnake. Куда больше на классический Deep Purple была похожа новая группа Ричи Блэкмора Rainbow. Но обо всем по порядку.

Как все знают, в 1975-м году Ричи Блэкмор, чья гитара была визитной карточкой группы, покинул ее ряды. Однако оставшиеся участники, особенно не успевшие пресытится славой Дэвид Ковердэйл и Гленн Хьюз, были против прекращения деятельности под раскрученным брэндом, поэтому, взяв на место гитариста Томми Болина, музыканты записывают новый альбом. Мелодичный хард-рок с уклоном в фанк и блюз звучал свежо, хотя и непохоже на классику пурпурных. Поклонники оказались не готовы к экспериментам и в штыки приняли нового гитариста. Группа распалась, но, как все знают, и Гленн Хьюз, и Дэвид Ковердэйл доказали свою творческую состоятельность. Увы, но Томми Болину было не суждено раскрыть свой потенциал: 4 декабря 1976-го года он скончался из-за проблем с наркотиками. Но в историю рок-музыки он вошел, и этот альбом Deep Purple заслуживает того, чтобы его послушать.

Metallica «Load» 1996

В карьере многих групп бывают моменты, когда кардинально меняются состав или стилистика, а зачастую первое влечет за собой второе.-7

Вышедший в 1991-м году легендарный «Черный альбом» сделал Metalica самой успешной метал-группой в мире. Казалось, весь мир у их ног. Их слушали даже люди, далекие от тяжелого рока. «Черный альбом» действительно гениален, без слабых мест. Ни одной лишней ноты, все на своих местах. И, заслушав альбом до дыр, все замерли в немом вопросе: «А что дальше?» Действительно, казалось, что даже повторить работу такого уровня задача трудновыполнимая, не говоря уже о том, чтобы его превзойти. Были даже опасения, что Metallica вообще остережется что-либо записывать после такого альбома. Однако ближе к 1995-го году стали просачиваться новости о работе над новым материалом. И в 1996-м году нашему вниманию предстал альбом «Load».

После первого прослушивания у меня возникла мысль: я, видимо, не понял новаторский подход группы к музыке, надо послушать еще раз и мне откроется вся глубина замыслов музыкантов. Однако ни второе, ни третье с четвертым прослушивания мое восприятие альбома не изменили. И дело тут вовсе не в смене стилистики и смягчении звука. Это как раз прогнозировалось. Я лично не ждал повторения «Черного альбома» и «Master of Puppets». Проблема в том, что ни одного цепляющего рифа или запоминающегося припева я в альбоме не услышал. А ведь на предыдущих альбомах с этим проблем у Metallica не было. Paradise Lost, о которых я выше рассказывал, тоже облегчили свой саунд, но какие потрясающие альбомы с 1993-го по 1999-й год они записали! А «Load» грешит занудством, затянутостью и вымученностью. Справедливости ради надо сказать, что уже на следующем альбоме, «Reload», группа перед поклонниками реабилитировалась. Что удивительно, ведь песни для обоих альбомов сочинялись в один период. Тем не менее, «Load» со временем стал восприниматься как попытка неоднозначного эксперимента, на который музыканты такого уровня имеют право. Тем не менее, «Черный альбом» и «Master of Puppets» останутся непревзойденными вершинами Metallica.

Вот такой получился рейтинг, или, если хотите, анти-рейтинг. Естественно, все это мое субъективное мнение, вы же можете эти альбомы послушать и составить свое. Талант упомянутых музыкантов сомнению не подлежит, поэтому любая их работа заслуживает прослушивания.

А на сегодня все, спасибо за внимание и слушайте хорошую музыку!